Педагогический прикорм: схема при грудном и искусственном вскармливании, таблица

Подросший ребенок нуждается в большем количестве питательных веществ, чем обеспечивает ему материнское молоко или смесь. Именно поэтому с 6-месячного возраста ВОЗ рекомендует начать введение прикорма – пищи, которая со временем заменит грудное или искусственное вскармливание.

Медики разработали и предлагают родителям оптимальные схемы введения разных групп продуктов в детский рацион. Тем не менее, есть и другой способ познакомить кроху с пищей, которую едят взрослые. Его называют педагогическим прикормом. Давайте разберемся, чем такой вид прикорма отличается от традиционного и как его вводить.

  • Знакомство ребенка с новой пищей происходит с учетом потребностей, зрелости малыша и его желаний.
  • Младенец во время семейных трапез усваивает традиции своей семьи, связанные с принятием пищи.
  • Маме не нужно тратить время на отдельное приготовление каких-либо блюд для крохи.
  • Педагогический прикорм не вредит вскармливанию материнским молоком.
  • Карапуз учится жевать, а его пищеварительная система постепенно привыкает к новым блюдам.
  • При таком прикорме проблем с аппетитом у деток, как правило, не бывает.
  • Нет необходимости покупать ребенку баночки с пюре и каши в коробочках.
  • Научной базы по введению такого прикорма не существует.
  • Обнаружить, какой продукт вызвал аллергию или расстройство стула, очень сложно.
  • При первых пробах кроха может давиться пищей.
  • Вся семья должна начать питаться правильно, исключив жареные, копченые, соленые и острые блюда. Впрочем, этот минус довольно скоро превращается в плюс для всех членов семьи.

О том, в чем заключается педагогический прикорм, смотрите в передаче доктора Комаровского.

Рассчитать собственную таблицу для традиционного прикорма вы можете, заполнив форму, расположенную ниже.

Малышу начинают предлагать педагогический прикорм с учетом физиологического, а также психологического развития крохи. При этом согласно рекомендациям медиков, до 6-месячного возраста никакую пищу помимо грудного молока ребенку не дают.

Одни младенцы готовы попробовать пищу с тарелки мамы в 6 месяцев, другие – в 7 или даже позже, то есть начало полностью индивидуально.

Педагогический прикорм не ставит целью насытить кроху новой пищей и вытеснить новыми блюдами грудное вскармливание. Начинать такой вид прикорма советуют при наличии следующих моментов.

  • Физической готовности. Малыш уже умеет держать предметы в руке, а также поднести ложку ко рту. Когда в рот карапуза попадает пища, она не выталкивается языком. При этом челюсти ребенка совершают жевательные движения.
  • Пищевого интереса. Малютка постоянно интересуется едой в тарелках других членов семьи, а также столовыми приборами.
  • Физиологической готовности желудочно-кишечного тракта. Когда кроха пробует новый продукт, у него не появляется рвота, разжижение стула или аллергическая реакция.

Прежде чем дать ребенку первую микропорцию новой пищи, младенца знакомят с правилами поведения на кухне. Мама берет кроху на семейный завтрак или ужин, а также готовит рядом с ребенком.

Педагогический прикорм вводят так:

  1. мама кладет на свою тарелку свежую, вкусную и безопасную для ребенка пищу;
  2. кроха сидит на коленях мамы, держа свою ложку в ручке;
  3. когда мама начинает есть, малыш начинает проявлять интерес к содержимому маминой тарелки;
  4. как только карапуз потянется к пище, мама угощает малютку микродозой одного из продуктов; так называют крохотную порцию величиной с зернышко риса или головку спички, для жидких продуктов такая микродоза представляет собой один глоток;
  5. малыш ест продукт или выплевывает;
  6. если блюдо понравилось ребенку, ему дают еще до двух микроскопических порций того же блюда;
  7. в течение 3-5 дней понравившийся продукт можно продолжать давать в количестве не больше трех микродоз;
  8. далее при отсутствии отрицательных реакций детского организма на новую пищу количество продукта увеличивают до чайной ложечки.

  • Введение педагогического прикорма не подчинено четкому календарю. Основным аспектом для начала такого прикорма является готовность крохи попробовать незнакомую пищу.
  • Консистенция блюд, которые пробует ребенок, не изменяется. Малышу дают продукты в том же виде, в котором их едят родители, а не готовят пюре.
  • Для ребенка не готовят отдельно. Для соблюдения этого и предыдущего принципов семья должна придерживаться здорового рациона. На тарелках родителей должны быть блюда из круп, овощей, кисломолочных продуктов, мяса, рыбы. Не следует предлагать ребенку сладости, жареное, колбасу.
  • Пока малыш не научился держать ложку, пищу он получает из родительской тарелки, сидя на коленях у мамы. Примерно с 9-месячного возраста малыша можно усадить в свой стульчик, а еду для него переложить в его отдельную тарелку.
  • Ребенка продолжают кормить грудью. Если ребенок вскармливается смесью, то педагогический прикорм не рекомендован. Одной из целей введения именно педагогического прикорма является поддержка ГВ до года и дольше. Ребенок, пробуя новые продукты, получает ценные питательные вещества из маминого молока, запивая им пищу с тарелки взрослого.
  • Никогда не развлекайте детей за едой, потому что при педприкорме это не надо. Поощряя интерес карапуза к пище, которая его заинтересовала, кроху одновременно приучают к правильному поведению за столом. Не нужно допускать, чтобы ребенок безобразничал в тарелке. Если малыш начинает активничать, маме следует отодвинуть тарелку либо прикрыть ее.
  • Ребенку нужно не предлагать еду, а посадить на коленки и есть с удовольствием рядом с ним: именно так формируется правильное отношение к еде, ее ценность, тогда ребенок очень хочет, чтоб ему также досталось. И только после этого отсутствие уговоров отпадает.
  • Если ребенку очень понравилось какое-то блюдо, то его следует давать не чаще 1-2 раз в неделю, чтобы не нарушить процесс знакомства карапуза с другой пищей. Не следует настаивать на том, чтобы карапуз попробовал пока не интересную ему пищу.

Трудности знакомства с взрослой пищей бывают у многих малышей. В отношении педприкорма они заключаются в том, что ребенок после достаточно успешных проб и хорошего аппетита вдруг начинает отказываться от еды.

Это верный признак переедания, поэтому для решения проблемы несколько дней не берите кроху вместе с собой за стол. Если же ребенок в это время снова проявил интерес к пище родителей, препятствовать крохе не стоит.

К тому же, желательно при малютке есть с аппетитом, и показывать, как вам нравятся продукты в тарелке.

Известный педиатр не видит в педагогическом прикорме никакого вреда, но и полезным его не считает.

Комаровский уверен, что знакомство детей с овощами, мясом, злаками, кефиром и другими продуктами лучше проводить по традиционной схеме введения прикорма, которая более распространена и поддерживается педиатрами.

Такую схему популярный врач считает более безопасной и удобной, а педприкорм относит к способам развлечения родителей. Подробнее об этом смотрите в следующем видео.

Оценить статью можно здесь

Поделитесь статьей с друзьями, если она вам понравилась

Источник: https://o-krohe.ru/prikorm/pedagogicheskij/

Педагогический прикорм – 5 важных правил

Приучение малыша к общему столу – важный процесс, в ходе которого мама должна сформировать интерес к еде у ребенка. Зачастую маленькие дети с трудом меняют привычный рацион, не желая отказываться от смеси. Большую роль играет педагогический прикорм, который способствует переходу малыша на новый рацион.

Что такое педагогический прикорм?

Мамы зачастую путают два созвучных термина: педиатрический и педагогический прикорм.

Под первым понимают введение в рацион грудничка новых для него блюд, которые с течением времени полностью замещают кормление смесью или грудью.

Педагогическим называют такой вид прикорма, при котором мама только знакомит малыша с новыми видами продуктов и блюд. Размер предлагаемых в таком случае порций мал, и они никогда не замещают полноценный прием пищи.

В отличие от педиатрического типа прикорма, педагогический не имеет четкой закономерности по типу предлагаемых блюд.

Для ребенка ничего не готовят отдельно, а предлагают несколько маленьких кусочков той пищи, которую едят родители.

Главной целью такого типа прикорма является формирование у младенца интереса к еде, разнообразным блюдам, что позволяет впоследствии легко перейти на общее питание.

Педагогический прикорм при грудном вскармливании

Известно, что грудное молоко обладает уникальным составом. По своим полезным свойствам оно не сравнится ни с какими искусственными видами молочных смесей. Учитывая это, специалисты настаивают на продолжительном грудном вскармливании. Ведь с молоком мамы ребенок получает не только полезные вещества и микроэлементы, но и готовые антитела, которые препятствуют заболеваниям.

Однако приходит время, и мамы должны начинать постепенно предлагать малышу блюда с общего стола. При этом родители не ставят цели накормить ребенка, а просто предлагают ему попробовать новый для него тип пищи.

Мама во время приема пищи берет малыша на руки, и уже после нескольких таких общих трапез он самостоятельно начинает интересоваться блюдом из маминой тарелки.

Педагогический прикорм при грудном вскармливании ввести проще.

Педагогический прикорм при искусственном вскармливании

Педагогический прикорм при искусственном вскармливании практически не отличается от того, который вводят при грудном.

Однако в большинстве случаев первое знакомство с новой пищей у таких малышей происходит раньше. Младенцы изначально питаются искусственной смесью, которая отдаленно напоминает материнское молоко.

При введении педагогического прикорма важно следить за объемом предлагаемых порций.

Как вводить педагогический прикорм?

Введение педагогического прикорма ребенку должно производиться постепенно. Мамы начинают предлагать малышу небольшие кусочки пищи, размером с рисовое зернышко. Специалисты такое объем пищи нередко именуют микродозой.

При этом ребенок должен видеть, что ему предлагают пищу, которую вместе с ним ест мама.

Это служит для малыша своего рода примером, поэтому уже через несколько таких приемов младенец уже самостоятельно начинает проверять, что у мамы в тарелке.

Чтобы сформировать правильный интерес к новой пище, врачи рекомендуют предлагать малышу не более трех микродоз пищи за один прием. Такой объем не нагружает пищеварительную систему малыша.

В большинстве случаев еда выводится из организма поначалу в непереваренном или полупереваренном виде. Однако даже на такой объем пищи в организме крохи начинают синтезироваться ферменты.

В день малышу можно предлагать только одно новое блюдо.

Когда начинать педагогический прикорм?

Если естественный прикорм педиатры рекомендуют вводить на 3-4 месяце жизни младенца, то в отношении педагогического нет строгих рекомендаций. Оптимальным временем для включения в рацион младенца такого типа пищи является возраст 6 месяцев. К этому времени пищеварительная система малыша крепчает и становится готовой к приему новых видов пищи.

Однако каждый организм индивидуален, поэтому перед введением педагогического прикорма необходимо проконсультироваться с педиатром. Недоношенные дети, малыши с отставанием в развитии могут быть не готовы к изменению их рациона, даже небольшому, частичному.

Педагогический прикорм – с чего начать?

Решая ввести педагогический прикорм, что лучше давать и как – многие мамы не могут самостоятельно определиться. Специалисты в качестве первых микропроб советуют использовать гипоаллергенные продукты. Это позволит избежать возможных реакций со стороны маленького организма. Различные каши на воде, супы, картофельное пюре, рис – отличный вариант для знакомства со «взрослой» едой.

Первые порции по размерам не должны превышать того объема пищи, который помещается у мамы между подушечками указательного и большого пальцев. Такой щепотки хватит для первого раза. Для жидких продуктов микродоза должна составлять 0,5 чайной ложки, которую наливают в маленькую чашечку. При этом какая-либо схема педагогического прикорма не используется, ребенку дают то, что ест мама.

Читайте также:  Цикорий, морская капуста и креветки при грудном кормлении: можно ли

Правила педагогического прикорма

Если естественный прикорм ребенка выводится с целью включения в рацион новых блюд, то педагогический преследует цель только знакомства малыша с новыми продуктами.

Учитывая этот факт, мама должна соблюдать следующие правила:

  1. За один раз давать ребенку не больше трех микродоз тех блюд, что ест мама.
  2. Продолжительность педприкорма должна составлять 3-4 недели.
  3. Такой прикорм нельзя заменять прикладыванием к груди.
  4. Увеличение размера порции производят постепенно.
  5. Чтобы сохранить интерес малыша к еде, мама должна до 11 месяцев ограничивать объем одного блюда. После того как малыш съест 3 чайные ложки одного продукта и просит еще, необходимо предложить ему другое блюдо.

Источник: https://womanadvice.ru/pedagogicheskiy-prikorm-6-vazhnyh-pravil

Педагогический прикорм: хорошо забытое старое

Столько вопросов в последнее время про особенности  педагогического прикорма: что это за штука такая? Не опасно ли для ребеночка? Каждому ли подходит или есть какие-то ограничения?

Чтобы было проще понять для себя этот процесс — объясню все в этой статье.

Чем отличается педагогический прикорм от традиционного педиатрического. Разберёмся в особенностях знакомства грудничка с новыми вкусовыми ощущениями. Какие существуют преимущества и недостатки педагогического вида прикорма.

Прикорм — что такое?

  • Прикормом называется введение в рацион малыша дополнительных продуктов, с целью знакомства с новой едой;
  • Его вводят постепенно, учитывая готовность ребёнка;
  • ВОЗ рекомендует приучать детей ко взрослой пище после полугода. Позже можно, раньше не желательно, так как ферментная система малыша незрелая;
  • Если ваш кроха на грудном вскармливании, хорошо прибавляет в весе и росте, торопиться с прикормом не стоит, но и запаздывать тоже не рекомендую! При появлении признаков готовности к новым вкусам и консистенциям, имеет смысл начать приобщение ко взрослому столу.

Виды прикорма

В современной практике выделяют два вида: педагогический и педиатрический прикорм. Отличия между ними заключаются в технике, правилах, способах, сроках введения новых продуктов в меню грудничка.

  • Это традиционный способ введения дополнительных продуктов, который берёт начало с советских времён;
  • Врачами разработана специальная таблица, с рекомендуемыми видами блюд, где чётко расписаны: возраст, название пищи, количество в граммах;
  • Подобное обновление рациона постепенно заменяет грудное кормление и вытесняет его совсем к 1 году.

Подробнее о педиатрическом прикорме>>>

  • Существовал всегда и еще 70 лет назад люди бы удивились, что для такого знакомства с продуктами есть такое заумное название;
  • Он основан на постепенном приучении малыша ко взрослому столу на комфортных для всей семьи условиях.

Что такое педагогический прикорм

Если вам интересно, что такое педагогический прикорм, то суть его заключается в употреблении ребёнком тех же продуктов, что едите и вы.

При этом кроха остаётся на грудном вскармливании и оно является приоритетным в режиме питания.

  1. Вы постепенно приучаете малыша к общему столу;
  2. Во время завтраков, обедов и ужинов ваш грудничок наблюдает, как вы принимаете пищу и вы даёте ему крошечную дозу (в объёме рисового зёрнышка) из своей тарелки, внимательно наблюдая за реакцией;
  3. Разумеется, вы должны начать с безопасной дозы, по размеру и консистенции;
  4. Тактика педагогического прикорма основана на осознании того факта, что прикорм — это знакомство малыша с новой пищей. причем, желательно знакомить сразу с той пищей, которую ребенок будет кушать всю дальнейшую жизнь.  Это, конечно, очень кратко.

Мне даже сложно называть это каким-то типом прикорма, поскольку это просто определенный подход к введению прикорма, который можно успешно совмещать с обычным прикормом  в виде пюре.

Главнейший плюс такого подход — ребенок имеет устойчивый и крепкий аппетит на протяжении всей дальнейшей жизни +  хорошее пищеварение и отсутствие проблем с желудком.

Важно! Педагогический прикорм успешно применяют и мамы детей-искусственников. Ведь принципы прикорма и обучение поведению за столом подходят любому ребенку.

Основными целями педагогического прикорма являются:

  • приобщить малыша к семейным традициям принятия пищи (также интересная статья: Семейные традиции и годовые праздники>>>);
  • научить пользоваться столовыми приборами;
  • научить аккуратно кушать и правильно вести себя за столом;
  • сформировать у ребенка хороший аппетит, чтобы исключить насильственное кормление.

Главная задача в педагогическом приёме: не накормить грудничка любыми способами, а познакомить с новыми вкусами и консистенциями еды.

По мере роста и созревания желудочно-кишечного тракта ребенка, вы постепенно увеличиваете дозировку новой пищи. Можно предлагать продукт небольшим куском, который малыш с удовольствием мусолит: яблочко, сухарик, баранка.

Так грудничок учится держать в руках продукт, самостоятельно подносить ко рту, пережёвывать. Обязательно следите за безопасностью.

После года вы уже можете полностью перевести кроху на общий стол.

Плюсы и минусы этого типа прикорма

Педагогический прикорм при грудном вскармливании считается наиболее физиологичным процессом приучения ребёнка к общему столу. Вас может шокировать то, что малышу предлагается не пюрированная еда.

Но подумайте, каким образом вводили прикорм наши прапрабабушки, когда не было ни мультиварок, ни блендеров, ни прочих приспособлений современного века? Вся семья имела единый рацион без различения возраста.

Рассмотрим положительные моменты педагогического прикорма:

  1. Научить пониманию ценности еды. Вы не заставляете малыша кушать.

Замечено, что дети, выросшие на этом типе прикорма, имеют прекрасный аппетит и едят предложенное без копания.

  1. Ощущение и следование сигналам своего организма.  Оглянитесь вокруг и посмотрите, сколько людей страдают от переедания или тяги к сладкому.   Это полное игнорирование потребностей тела, сформированное в результате советского прикорма.
  • При педагогическом подходе идет учет такой важной особенности рудничка: ребенок ест, подражая родителям, а не из чувства голода (по крайнем мере в самом начале прикорма).
  • Кстати, именно поэтому большинство детей, которых мамы начинают кормить по граммам из распечаток, выданных педиатром, сталкиваются к 7-8 месяцам с полным отказом ребенка от прикорма.
  • Если в 6 месяцев ребенок с удовольствием пробовал новые вкусы и съедал приличные объемы, то сейчас начинает сжимать губы и мотать головой.

Поздравляю! Вы своими действиями уничтожили пищевой интерес ребенка.

Самое лучшее, что можно сделать — это прекратить попытки накормить ребенка и начать действовать с учетом принципов восстановления и сохранения пищевого интереса.

В советские времена очень часто практиковалось форма манипуляции и насилия в принятии пищи: ложечка за маму, за папу и всех остальных. Такое поведение ведёт к устойчивому регулярному перееданию в дальнейшем и формированию нездоровых пищевых привычек.

  1. Ребёнок  учится жевать и глотать в  благоприятный для этого период.  Суть в том, что у ребенка есть физиологическая программа — научиться жевать и глотать твердую пищу в период с 7 до 9 месяцев. Если этот период упускается, а если вы кормите ребенка пюре, то точно пропускаете этот важнейший возрастной этап, то в дальнейшем сталкиваетесь с тем, что ребенок давится любым кусочком и может есть только пюре.
  1. В моей практике были случаи, когда 2-3 летние дети оставались на питании жидкой пищей или могли есть только пюре, поскольку при попадании хоть малейшего твердого кусочка им в рот, у них начиналась рвота или они поперхивались и давились.
  2. Коррекция такого состояния весьма сложна, требует времен и много терпения от мамы.
  3. Гораздо проще все сделать правильно сразу, особенно сейчас, когда вы  об этом прочитали.
  4. В курсе Азбука прикорма, вас будет ждать подробный блок о том, как правильно знакомить ребенка с кусочками, как соблюсти технику безопасности и как научить ребенка жевать.
  5. Подробнее о курсе смотрите здесь>>>
  1. Приучать к правилам поведения за столом;
  • Этот процесс вы начинаете задолго до прикорма: месяцев с 3 – 4 держите кроху у себя на коленях за столом, сначала он выступает в роли наблюдателя;
  • После полугода, когда грудничок готов к знакомству с новой едой, даёте ему микродозы блюд;
  • Как только малыш научится устойчиво сидеть, устраивайте его в специальный стульчик для участия в общей трапезе (актуальная статья по этой теме: Когда ребенок начинает сидеть?>>>);
  • Можно выдать безопасную ложечку, крышечки с целью изучить предметы. Покажите, как пользоваться столовыми приборами. Также читайте близкую по теме статью: Как научить ребенка кушать самостоятельно?>>>
  1. Вам не придётся готовить отдельное меню малышу. Соблюдая элементарные правила здорового питания, составляете ежедневный общий рацион для всей семьи. Конечно, имеются продукты, которые противопоказаны маленьким детям. Это нужно учитывать и не предлагать.

Важно! Кормить грудью вы можете, как до взрослой еды, так и после. На этапе введения прикорма ребенок может все запивать маминым молоком и это нормально.

Когда вы только начнете  прикорм у вас могут появляться сомнения, трудности и многочисленные вопросы. Это нормально!

  • Чтобы вам было проще, для всех участниц курса Азбука прикорма я записала практические видео по тому, как и что нужно делать с ребенком за столом.
  • Вы сможете увидеть, как правильно сидеть с ребенком за столом,
  • как ребенок кушает кусочки,
  • как давать еду, чтобы укреплять пищевой интерес, а не разрушать.
  • Вы увидите видеоразборы прикормов других мам с детьми в возрасте от 6 до 11 месяцев.
  • Гораздо проще  вводить прикорм по понятным рекомендациям от практика.
  • Проходите по ссылке, выбирайте вариант участия и до встречи на курсе по введению прикорма!
  • :

Людмила Шарова

Источник: https://uroki4mam.ru/pedagogicheskij-prikorm

Схема введения прикорма!!!

Схема введения прикорма детям, находящимся на грудном и смешанном вскармливании (при суточной доле грудного молока не менее 50-70%). деткам на искуственном вскармливании тоже будет интересно.

  • ссылка
  • изучив таблицу, строим меню учитывая особенности малыша.
  • «правильность» построения меню и введения прикорма — у каждого своя и отличается лишь нашим отношением к нему (к прикорму).
  • для примера опублекую один из вариантов введения прикорма:

практическая схема введения прикорма, для тех кто кормит грудью по требованию. после прикорма грудью докармливать обязательно.

примечание: объемы порций вводимого прикорма приведенные ниже — это объем учитывающий последующее докармливание грудью!!! т.е. частичная замена одного кормления. если же вы хотите полностью заменить одно кормление грудью (или если ваш ребенок на ИВ), то порцию следует доводить до возрастной нормы (см. ссылки) по тому же принципу.

6 месяцев — овощи

1 раз в день — обед. 1 неделя — кабачок

1 день — 1 ч.л. пюре из кабачка (на воде без соли и прочих прибамбасов (можно добавить грудного молока или пару капель растительного масла (оливкового/кукурузного/подсолнечного))). За неделю прибавляя каждый день по ложке доводим до 50-60 гр. (это 7 ч.л.+- ложка)

2 неделя — цв. капуста

1 день — 6 ч.л. кабачка + 1 ч.л. цв. капусты 2 день — 5 ч.л. кабачка + 2 ч.л. цв. капусты и т.д. в течении недели пока полностью не заменим кабачок на цв. капусту.

3 неделя — картошка

1 день — 6 ч.л. цв. капусты + 1 ч.л. картошка 2 день — 5 ч.л. кабачка + 2 ч.л. картошки и т.д. в течении недели доводим нашу картошку до 7 ложек, при этом уже введеные овощи чередуем.

Читайте также:  Прививка от гепатита новорожденным: схема вакцинации и правила проведения

4 неделяморковка 1 день — 6 ч.л. цв. капусты + 1 ч.л. морковки 2 день — 5 ч.л. картошки + 2 ч.л. морковки

3 день — 2 ч.л. кабачка + 2 ч.л. картошки + 3 ч.л. морковки и т.д. в течении недели чередуя уже введенные овощи. Морковь доводить до 7 ч.л. не обязательно.

5 неделя — тыква вводиться по тому же принципу что и морковь.

Вот так в течении месяца мы пробуем овощи! 7 месяцев — каша

  1. 1 раз в день — завтрак.

Начинаем как и положено с безглютеновых каш, без соли и сахара. Сначала делаем совсем жиденькие, потом постепенно гуще. (на 100г воды — 2-3 ч.л. крупы)

1 неделя — гречка

1 день даем 1-2 ч.л. на пробу (даем утром). Если нет реакции продолжаем. 2 день — 3-4 ч.л. гречки 3 день — 5-6 ч.л. нашей жидкой гречки 4 день — делаем кашу погуще, сметанной констинценции, только жидкой сметаны, а не домашних сливок и даем 5-6 ч.л. такой гречки.5-6-7 день, доводим нашу сметанообразную кашу до 80-100г.
Кашу нужно давать только ложкой, никаких бутылок, как бы маме не хотелось чистоты и сократить время кормления.

2 неделя — рис

1 день — 1-2 ч.л. риса+ остальное гречка. 2 день — 3-4 ч.л. риса + остальное гречка
Если реакции нет доводим рис до нормы, при желании можно вводить неделю рис, не мешая его с гречкой, система ввода так же как и у гречки.

3 неделя — кукуруза

вводиться по тому же принципу что и другие каши.8 месяцев — творог и фрукты1 раз в день — фрукты как второй завтрак, творог на полдник.

1 неделя — творог. (в этом возрасте нужно 30 гр.)

1 день — 1 ч.л. творога (чистого без фруктов и сахара)2 день — 1 ч.л. творога (чистого без фруктов и сахара)3 день — 2 ч.л. творога (чистого без фруктов и сахара)4 день — 2 ч.л. творога (чистого без фруктов и сахара)5 день — 3 ч.л. творога (чистого без фруктов и сахара) 6 день — 4 ч.л. творога (это как раз около 30 гр.)

2 неделя

— яблоко. также как и овощи начинаем с чайной ложки, за 5-7 дней доводим до 50 гр.

  • 3 неделя — груша (вводим так же как и овощи методом замены)
  • 4 неделя — персик/банан
  • 5 неделя — слива

можно сначала ввести фрукты, потом творогТаким образом к концу 8 месяцев наше меню выглядит так: грудное молоко всегда в любом количестве. 9.00 — завтрак — каша 11.30 — фрукты 13.00 — обед — овощи или овощное пюре

16.00 — творог.

  1. 9 месяцев — мясо

Мясо вводим в обед как дополнение к овощам. Но суп на мясном бульоне пока не даем.

1 вид мяса — кролик

1 день — 1 ч.л.кролика 2 день — 2 ч.л.кролика 3 день — 3 ч.л.кролика 4 день — 3 ч.л.кролика 5 день — чистые овощи без мяса
2 вид мяса — индейка 1 день — 1 ч.л. индейки 2 день — 2 ч.л. индейки3 день — 3 ч.л. индейки4 день — 3 ч.л. индейки5 день — чистые овощи без мяса

3 вид мяса — телятина

4 вид мяса — говядина (вводим так же как и предыдущие)

в 9 месяцев после мяса пора вводить желток. Начинаем с размера спичечной головки и доводим до полчайной ложки, (мешаем в кашу, даем 2-3 раза в неделю).

также в 9 месяцев можно познакомить ребенка с печенью смешивая её с мясом и овощами:

1 раз — 0,5 ч.л. далее — 1 ч.л. 1-2 раза в неделю

  • как самостоятельный продукт печень можно давать после года.
  • 10 месяцев — рыба
  • рыбу вводим в обед как дополнение к овощам вместо мяса, но не более 2-ух раз в неделю.
  • 1 день — овощи + рыба (судак) 2 день — овощи + мясо 3 день — чистые овощи4 день — овощи + мясо5 день — овощи + мясо
  • кефир
  • кефир даем на ночь.
  • Начинаем с нескольких капель и доводим до 100г.
  • меню к концу 10 месяцев
  • грудное молоко как всегда в любом количестве

завтрак каша — до 100г. второй завтрак фрукты — 50г обед — суп или овощи с мясом, раз в неделю вместо мяса рыба, 1-2 раза в неделю чистые овощи — 80-100г полдник — творог

ужин- каша или овощи около 50-70г, но не менее чем за 2 часа до сна.

на ночь кефир — 100-150г

  1. сок и молоко после года
  2. вода, чай, компот
  3. можно начинать давать вместе с началом введения прикорма
  4. также в качестве примера можно использовать
  5. ссылка

подобное меню у нас было до года (только без второго завтрака, фрукты давала вместе с творогом на полдник, ну и порции побольше). После года ввела ужин поплотнее. Для примера:меню моего годовасика

  • ну и ещё пару полезных ссылок:
  • как приготовить овощи
  • сколько варить овощи
  • как вводить рыбу
  • рецепты от 6 до 12 мес
  • рецепты для детей до года
  • готовим сами

скачать файл

Источник: https://www.BabyBlog.ru/user/goroshinka1983/3037891

Педагогический прикорм при грудном вскармливании: педприкорм (Комаровский)

Набирающая популярность среди современных родителей идея так называемого педагогического прикорма вовсе не является очередной модной тенденцией в сфере ухода за детьми.

Именно таким, наиболее доступным и естественным образом на протяжении всей истории человечества дети приобщались к обычной пище по мере того, как материнского молока становилось недостаточно.

Дискуссии о том, какой вид прикорма является наиболее полезным, зачастую заставляют родителей изучить тему детского питания как можно глубже и детальнее.

Многие мамы задаются вопросом, когда и как начинать прикорм ребенка

Схема педиатрического прикорма традиционно разрабатывается и внедряется детскими врачами; чем, когда и как начинать прикармливать малыша обычно советует педиатр.

Если же мама принимает решение вводить «взрослые» продукты в рацион ребенка по принципу педприкорма, то она чаще всего руководствуется личными соображениями и опытом других родителей.

Получить профессиональные рекомендации по этому виду прикорма можно у консультантов по грудному вскармливанию.

Чтобы развеять все сомнения родителей в выборе рациона для своего ребенка, попробуем проанализировать основные положения педагогического прикорма в сравнении с педиатрическим прикормом. Рассмотрим сроки, схемы ввода продуктов питания при педприкорме, а также некоторые особенности и ограничения, связанные с ним.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как вводить прикорм по Комаровскому?

Естественный прикорм – немного теории

Естественный или педагогический прикорм – это способ поэтапного введения новых продуктов в минимальном количестве в рацион ребенка первого года жизни.

Он предполагает, что младенец начинает знакомиться со «взрослой» пищей с общего семейного стола, как только у него появится желание (пищевой интерес).

В отличие от традиционных схем прикорма, которые требуют приготовления отдельных специфических блюд, кормление ребенка органично вписывается в привычный семейный режим питания.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: схема введения прикорма ребенку при грудном вскармливании До полугода малыш получает все необходимые вещества из грудного молока

Схема введения новых блюд при таком варианте питания не требует каких-либо строгих правил. В любой прием пищи малышу предлагают попробовать от одной до трех доз новых для него продуктов.

Педагогический прикорм и грудное вскармливание

Наилучшим питанием для детей до одного года является материнское молоко. Педприкорм призван поддерживать грудное вскармливание столько, сколько это необходимо каждому конкретному ребенку. Совместить кормление грудью и введение обычной пищи при таком прикорме достаточно просто:

  • Всемирная Организация Здравоохранения придерживается мнения, что для младенцев идеальной пищей является грудное молоко. Согласно рекомендациям ВОЗ, никакого другого питания и питья детям до полугода не требуется, а прикорм следует вводить по достижении ребенком 6 месяцев (подробнее в статье: схема прикорма ВОЗ по месяцам).
  • Продукты для прикорма не должны заменять материнское молоко. Следует продолжать грудное вскармливание в привычном ритме. Новую пищу в минимальных количествах целесообразно предлагать ребенку в перерывах между основными кормлениями молоком. Идеально, если знакомство малыша со «взрослой» едой будет происходить в семейном кругу во время общей трапезы.
  • По данным ВОЗ в возрасте одного года объем немолочного питания в рационе ребенка не должен превышать 25 процентов, к полутора годам – 50 процентов. Все необходимые для роста и развития питательные вещества ребенок продолжает получать из материнского молока, поэтому форсировать переход на иные продукты не следует.

Педагогический прикорм можно начинать с шести месяцев, при этом порция нового продукта не должна превышать размера горошинки

Авторитетное мнение

Известный педиатр Евгений Олегович Комаровский также придерживается мнения, что до 6 месяцев здоровому младенцу для питания и питья достаточно грудного молока. После этого возраста доктор рекомендует постепенно начинать прикорм. Схема введения новых продуктов, продвигаемая Комаровским, представляет собой типичный педиатрический прикорм.

Вместе с тем, доктор Комаровский не отрицает принципов педагогического варианта прикорма, если он удобен для конкретного ребенка и его семьи.

Согласно Комаровскому, мать может продолжать грудное вскармливание так долго, как это необходимо ей и ее малышу, однако после 12 месяцев грудное молоко должно перейти из разряда основного детского рациона в статус полезной пищевой добавки. В этом возрасте ребенок готов перейти на преимущественно взрослый тип питания.

Основы педагогического прикорма

Изначально принципы педприкорма были сформулированы для детей, находящихся на грудном вскармливании. Ввиду этого приведенные ниже правила лучше впишутся в образ жизни грудничков, нежели малышей, питающихся молочными смесями:

  1. Питание матери должно быть полезным, разнообразным и исключающим вредные либо сомнительные продукты.
  2. Данный вариант прикорма предусматривает присутствие ребенка за общим столом во время принятия пищи взрослыми членами семьи. Ребенку дают удобную ложку, при желании он может дотянуться до маминой тарелки и ее еды.
  3. В течение одного приема пищи малышу разрешают попробовать до трех микродоз продукта, одного либо разных. Незнакомые продукты вводятся по одному в день, но также предлагается и та еда, которая уже была успешно опробована. На данном этапе важно не превышать объема порций, если ребенок настойчиво требует добавки, нужно постараться его отвлечь и переключить внимание на игру и т.п. Прикорм хорошо проводить во время семейного обеда, продукты в этом случае должны быть самыми полезными
  4. Увеличение объема порций можно начинать со второго месяца педприкорма. Постепенно доводим дозы уже знакомой и полюбившейся пищи до 2 чайных ложек. Новые продукты предлагаются, как и раньше, микродозами. Только к началу восьмого месяца прикорма порция введенного ранее продукта достигает 1-2 столовых ложек. К первому дню рождения ребенок должен познакомиться с большинством продуктов с семейного стола.
  5. Педагогическая концепция предполагает не только приобщение ребенка к взрослым продуктам питания, но и к правильному поведению за столом. Малыш раньше привыкает есть самостоятельно, пользоваться столовыми приборами. Полезно сразу же приучать ребенка к чистоплотности во время еды, незамедлительно убирая крошки и капли со стола, и не допускать игр с пищей.

Какой вид прикорма выбрать?

Принимая решение о том, какой способ введения прикорма лучше и полезнее, любая мама руководствуется прежде всего соображениями удобства и личных предпочтений.

Читайте также:  Травы для купания новорожденного: в каких можно и показания к использованию

Если маме близки принципы естественного родительства, то ей понравится идея педагогического прикорма.

Если же маме кажется более простой и безопасной какая-либо четкая схема введения специальных детских продуктов питания, логично будет сделать выбор в пользу традиционных педиатрических рекомендаций.

Приверженцы педприкорма не имеют таких распространенных проблем, как отказ детей от некоторых видов пищи, так как в вопросах питания они ориентируются главным образом на желания своих малышей, стимулируя их естественный интерес к новым продуктам. Также мамы, выбравшие этот способ прикорма, утверждают, что к полутора годам их дети полностью переводятся на общий стол, охотно поглощают полноценные порции пищи и умеют самостоятельно есть ложкой.

Благодаря педагогическому прикорму к полутора годам ребенок научится кушать самостоятельно

В то же время вариации педиатрического прикорма также зарекомендовали себя как подходящие большинству детей. Они разрабатывались и совершенствовались врачами и специалистами по детскому питанию, проверены многими поколениями и в некоторых ситуациях могут оказаться более удобными, нежели кормление ребенка блюдами из рациона взрослых.

Современные родители особенно озабочены вопросами качества и безопасности продуктов питания, равно как и рисками возникновения пищевой аллергии.

Если мама осознанно выбрала принципы педприкорма для своего ребенка, ей необходимо уделять также повышенное внимание рациону всех членов семьи.

Подобным образом у детей развиваются полезные пищевые и семейные привычки с самого раннего возраста, что поможет избежать многих проблем в будущем.

Источник: https://VseProRebenka.ru/pitanie/prikorm/pedagogicheskij.html

Схема первого прикорма при грудном вскармливании, при искусственном вскармливании

В первые месяцы жизни младенцу для полноценного развития достаточно грудного молока или заменяющих его смесей. Но рацион подрастающего малыша необходимо расширять. Схема первого прикорма, представленная ниже, основана на рекомендациях двух авторитетных организаций: Всемирной Организации Здравоохранения и НИИ питания Российской Академии Медицинских Наук.

Согласно РАМН, прикормом являются все пищевые продукты, исключая грудное молоко и заменяющие его смеси.

Они необходимы для восполнения дефицита минералов, витаминов и других полезных веществ, возникающего по мере роста ребенка.

С определенного возраста грудное молоко или его заменители уже не могут обеспечить запас энергии, достаточный для развития детского организма.

Прикорм также необходим для формирования челюстного аппарата ребенка, развития вкусовых привычек и воспитания адекватного пищевого поведения.

Введение новых блюд готовит ребенка к самостоятельному питанию.

Когда вводить прикорм

Еще не так давно педиатры настаивали на расширении меню младенца уже с 3-х месяцев. Поколение нынешних бабушек растило своих детей именно так. Но с начала 2000-х и ВОЗ, и РАМН рекомендуют введение прикорма минимум с 4-6 месяцев. Чем это объясняется:

• Пищеварительная система ребенка в среднем в 4 месяца формирует способность усваивать более плотную пищу, вырабатывая необходимые для ее переработки ферменты. У ребенка постепенно угасает «рефлекс выталкивания ложки», он способен глотать более плотную, чем молоко, пищу.

В 6 месяцев (именно этот срок рекомендует ВОЗ) активность пищеварительных ферментов повышается, что облегчает усвоение пищи. Формирующиеся в этом возрасте челюсти необходимо приучать к жевательным движениям.

• Введение новых продуктов в более поздние сроки, после 7-8 месяцев, может спровоцировать нехватку в детском организме полезных веществ. Поздний прикорм ведет к необходимости ускоренного введения в рацион новых продуктов без необходимого периода привыкания.

В этом возрасте ребенок может тяжелее привыкать к новым вкусам. Замедляется развитие жевательного аппарата.

Каждый младенец требует индивидуального подхода. Так, согласно исследованиям РАМН, добавлять прикорм не ранее полугода возможно только для стабильно развивающихся и набирающих вес детей, при условии полноценного питания кормящей женщины. В противном случае прикорм требуется раньше, после 4-5 месяцев.

Для аллергиков срок ввода новых блюд лучше сдвинуть на месяц, т.к. в 7 месяцев пищеварительные энзимы особенно активны и способны защищать организм от аллергенов.

Также имеют значение темп развития младенца, его вес,  готовность к новым блюдам и другие особенности.

Схема прикорма при грудном и искусственном вскармливании

Встречается мнение, что для детей-«искусственников» прикорм нужно вводить раньше, чем при грудном вскармливании. Безусловно, грудное молоко полезнее смесей-заменителей, т.к. содержит компоненты, которые невозможно воспроизвести промышленным способом.

Но современные смеси не уступают грудному молоку по питательной ценности и насыщенности необходимыми веществами.

Малыши при искусственном вскармливании развиваются теми же темпами, что и их сверстники, питающиеся грудным молоком. Поэтому сроки ввода новых блюд не зависят от типа вскармливания.

Первое блюдо

Еще один повод для недоумения нынешних бабушек, которые начинали прикорм детей с яблока. Современная педиатрия рекомендует для начала прикорма минимально аллергенные и легко перевариваемые овощи или каши.

Правило выбора педиатры формулируют так: если ребенок недобирает вес, первыми вводятся каши, если есть склонность к запорам – овощи.

  • Готовое детское питание, предлагаемое в магазинах, можно давать ребенку, только если это продукт надежного производителя.
  • Известные фирмы дорожат своей репутацией, к тому же они находятся под особым наблюдением контролирующих органов.
  • Полезные советы мамочкам: ПЕРВЫЕ ПРИКОРМЫ
  • На упаковке указывается вся необходимая информация: состав, на какой возраст рассчитан продукт, условия хранения.

Основные правила прикорма

Перевод ребенка на «взрослую» пищу – непростой и ответственный процесс. Для успешного приучения ребенка к новым продуктам необходимо соблюдать рекомендации педиатров.

Основные правила:

• Новые блюда дают только из ложки, использовать бутылочку не рекомендуется.

• К новому блюду приучают постепенно, начиная с ½ чайной ложки. До полного объема (150-170 г) порцию доводят за 5-7 дней.

• Новые продукты добавляют в рацион поочередно, один за другим, с интервалом в 7-10 суток, чтобы ребенок успел распробовать непривычное блюдо, а мама смогла убедиться в отсутствии негативной реакции.

• Прикорм дают до кормления грудным молоком или заменителем. Если ребенок отказывается есть новое блюдо, можно слегка развести его грудным молоком.

  1. • Способы приготовления: варка, тушение, запекание.
  2. • Пюре должно быть теплым.
  3. • Добавлять в прикорм пряности, соль, сахар не рекомендуется.

• Новое блюдо должно быть однокомпонентным. Смешивать продукты можно только после привыкания к ним, при отсутствии аллергии и других негативных реакций. Например, можно приготовить пюре из 2-3 овощей, смешать с кашей фруктовое пюре, соединить измельченные овощи и мясо.

• Первое время прикорм дается в виде пюре – вначале жидкого, затем густой консистенции. К 9-10 месяцам вместо пюре готовят мелко измельченные блюда.

• Новый продукт дают с утра, чтобы в течение дня понаблюдать за реакцией организма. По мере привыкания прикорм смещается на обед и ужин.

• Для отслеживания реакции очень полезен пищевой дневник, где отмечают продукт, способ приготовления, время приема пищи, объем съеденной порции, реакцию на продукт. Дневник будет полезен примерно до полутора-двух лет.

• Нельзя кормить ребенка через силу, чтобы не вызвать в нем отвращение к ложке и еде из нее. Не понравившееся блюдо можно предложить еще раз через 2-3 недели – вкусовые предпочтения в этом возрасте меняются быстро.

• С введением новых блюд нужно после еды предлагать малышу питьевую воду, независимо от количества выпиваемого молока.

Очередность добавления новых продуктов

Ниже перечислены продукты в порядке их добавления в меню малыша:

ПродуктОписаниеС какого возраста (месяцы)Первая порцияПолная порция
Овощи Начинают с однокомпонентного пюре из мало аллергенных сортов белого и зеленого цвета (кабачок, брокколи). По мере привыкания добавляют новые овощи, делают пюре из 2-3 овощей. 6 3 г до 200г
Каши Ребенка приучают к однокомпонентным кашам в следующей очередности:
— гречневая;
— рисовая;
— мамалыга;
— овсяная.
Каша готовится на воде и разводится грудным молоком.

Каши, сваренные на молоке, вводятся позже, в 8-9 месяцев

6.5-7 3 г до 200г
Масло растительное Добавляется в овощные или мясные блюда. Лучше начинать с оливкового, затем приучать к подсолнечному. 6 3 капли 5 мл
Масло сливочное Добавляется в кашу или овощи. 7 0.5-1 г до 20г
Фрукты Начинают с однокомпонентного пюре из местных неярких фруктов – яблоки, груши. В период привыкания пюре готовят из запеченных фруктов. Постепенно вводят другие фрукты, готовят пюре из 2-3 компонентов. 7-8 3 г до 200г
Мясо Ребенку дают однокомпонентное пюре из:
— телятины;
— индейки;
— говядины;
— кролика.
8 3 г до 100г
Яйца Только желток. 8 1/8 желтка ½ желтка
Детская кисломолочная продукция Йогурт, кефир, биолакт без наполнителей.

Разновидности с добавками вводят после адаптации к чистым продуктам, только после 10 мес.

9 3 г до 200г
Творог Детский творожок без наполнителей.

Разновидности с добавками вводят после адаптации к чистому творогу, только после 10 мес.

9 3 г до 50г
Печенье Специальное детское печенье. До годовалого возраста максимальное дневное количество – 5 шт. 9-10 1/8 до 1 шт.
Субпродукты Пюре из печенки, языка или сердца добавляют в пюре из мяса в небольшом количестве, не чаще 2 р. в неделю.

После 12 месяцев можно давать отдельным блюдом, но не более 3 р. в неделю.

9-10 3 г до 100г
Рыба Очень полезный для детей продукт, но маленьким детям рыбу дают не более 2 р. в неделю.

При склонности к аллергии рыба вводится в меню не ранее 12 мес.

10 3 г до 200г
Фруктовый сок Начинают с соков без мякоти из местных фруктов неяркой окраски. Сок наполовину разбавляется водой. 10-12 4-5 капель до 100 мл
Каши Каши из манной, пшенной, перловой, ячневой круп готовятся на молоке, развариваются до мягкости, вводятся поочередно. 12 10 г до 250г

Возможна корректировка предложенной схемы – например, при плохом наборе веса врач может посоветовать давать кашу уже в 4 месяца.

Схема ввода нового блюда

Таблица описывает ввод пюре из овощей по дням, с указанием объема.

ДеньВид прикормаОбъем (ч.л.)Дополнение
1 кабачок ½
2 кабачок 1
3 кабачок 3
4 кабачок 7
5 кабачок 12
6 кабачок 20 Можно вводить растительное масло, добавляя в пюре
7 кабачок 27
8 брокколи

кабачок

½

27

Сначала дают новый продукт, затем докармливают привычным блюдом
9 брокколи

кабачок

1

26

10 брокколи

кабачок

3

25

11 брокколи

кабачок

7

21

12 брокколи

кабачок

12

16

13 брокколи

кабачок

20

8

14 брокколи 28

На третьей неделе по той же схеме вводят третий вид овощей. С четвертой недели овощное пюре съедается на обед, а во время завтрака начинают приучать ребенка к каше, докармливая грудным молоком или смесью.

Все приведенные схемы носят рекомендательный характер. При вводе прикорма необходимы терпение, индивидуальный подход к каждому ребенку.

Пристальное наблюдение за реакцией детского организма на новые продукты и консультация педиатра при признаках негативной реакции на новое блюдо.

Вся информация, размещенная на сайте, носит информативно – ознакомительный характер и не может быть использована для самолечения. Приобретя конкретные прикладные знания не экспериментируйте со здоровьем ребенка. При появлении симптомов заболевания необходима непосредственная помощь специалиста.
Никогда не принимайте решений без обсуждения вопроса с врачом — консультация педиатра обязательна!

Источник: https://PitanieDeti.ru/pitanie-do-3-let/pitanie-do-goda/pervye-prikormy/shema-pervogo-prikorma-pri-grudnom-vskarmlivanii-pri-iskusstvennom-vskarmlivanii.html

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]