Первые 4 месяца развития ребенка являются самыми значимыми в жизни. В этот период происходит самое активное развитие детского организма – за короткий промежуток времени организм адаптируется к окружающему миру и начинает активно его познавать. Важность четвертого месяца жизни ребенка заключается в том, что многие некомфортные этапы развития, в частности связанные с работой желудка, остались позади, и малыш имеет гораздо больше сил, времени и желания на изучение окружающего мира.
Весо-ростовые показатели в 4 месяца
К четырем месяцам в нормальных условиях вес ребенка может достигнуть от пяти до восьми килограмм, а рост может колебаться в пределах от 55 до 65 сантиметров.
Весо-ростовые показатели могут меняться в зависимости от условий развития и наследственных особенностей.
Небольшие отклонения со временем могут исчезнуть, однако при значительных различиях показателей от средней нормы в возрасте стоит начать беспокоиться.
Изменения рефлексов
У четырехмесячного ребенка пропадает значительная часть врожденных рефлексов. Эти рефлексы создавались природой как стереотипные реакции беззащитного организма на внешние раздражители и в дальнейшем развитии малыша будут лишь мешать. Среди исчезающих к четырем месяцам рефлексов есть:
- Рефлекс Моро. Он заключается в движении рук с целью схватывания. Вызвать его можно несколькими способами, в том числе резко ударив по столу, на котором находится малыш, в части стола, отдаленной от головки ребенка на, примерно, двадцать сантиметров. Вызывать рефлекс стоит только ради диагностических целей.
- Рефлекс ползанья Бауэра. Его можно заметить, если положить ребенка на живот. Ребенок некоторое время будет поднимать голову и совершать движения спонтанного ползанья. Если около ног ребенка будут находится препятствия, то в процесс спонтанного ползанья добавятся руки, а все движения будут гораздо активнее. Если постоянно работать с этим рефлексом и развивать его, то ребенок сможет научиться ползать гораздо раньше и порадовать своих родителей новым умением уже к пятому месяцу жизни.
- Рефлекс Робинсона. Он представляет собой хватательный рефлекс, проявляющийся в том, что малыш с силой хватает любой объект, попадающий ему в руку. Этот рефлекс хорошо видно в случае, когда ребенок крепко сжимает пальцы взрослого, и даже если приподнять руку, то малыш её не отпустит.
- Рефлекс Галанта. Его суть заключается в том, что если притронутся к позвоночнику ребенка, то он согнет спину в форме впалой дуги и разогнет ножку в коленном и тазобедренном суставах. Ни в коем случае не стоит проверять наличие этого рефлекса у вашего ребенка самостоятельно – есть риск нанести непоправимые увечья здоровью малыша.
- Рефлекс Переса. Он проявляется при раздражении остистых отростков позвоночника, вызывая крик и движения рук, ног и тела ребенка в целом. Также рефлекс Переса отзывается острой эмоционально-негативной реакцией малыша. Как и в случае с рефлексом Галанта, проверку наличия данного рефлекса следует оставить врачам-педиатрам.
Если один или несколько из вышеперечисленных рефлексов продолжают оказывать значительное влияние на поведение ребенка в 4 месяца, то это признак нарушенного развития нервной системы. В этом случае необходимо обратиться к детскому врачу-невропатологу.
Появление новых навыков в 4 месяца
Рост и развитие ребенка неизменно сопровождаются появлением новых умений. К четырем месяцам ребенок должен успешно освоить следующие навыки:
- Уметь контролировать горизонтальное положение собственного теле и самостоятельно переворачиваться на живот, бок и спину;
- Находясь в горизонтальном положении на животе, уметь приподниматься на руках и находится в таком положении продолжительный промежуток времени;
- При помощи взрослого удерживать сидячее положение. Но необходимо помнить, что к четырем месяцам позвоночник малыша ещё недостаточно сильный, чтобы сохранять такое положение без посторонней помощи;
- Самостоятельно поддерживать груди мамы во время вскармливания;
- Обдуманно совершать ряд новых действий, среди которых засовывать свои пальцы свои рук в рот;
- Научиться дольше взаимодействовать с предметами и игрушками. К четвертому месяцу ребенок, обычно, может держать что-нибудь небольшое в руках в течение тридцати и более секунд. Также он будет легче находить причинно-следственные связи в окружении, например, поймет, что нужно сделать с погремушкой, чтобы та начала издавать звуки;
- Хлопать по предметам ладошками. Как правило, в четырёхмесячный малыш большую часть времени держит ладошки своих рук в раскрытом положении и с удовольствием складывает их;
- Сходит на нет излишнее перенапряжение мышц верхних конечностей. Однако оно может сохранятся в нижних конечностях;
- Если удерживать ребенка за подмышки в горизонтальном положении, он должен будет активно пытаться пальцами ног и ступнями оттолкнуться от пола.
Эмоциональные и психические изменения
Данные изменения могут быть прослежены в следующих особенностях поведения:
- В возрасте четырех месяцев у малыша заметен большой скачок в развитии зрительного восприятия окружающего мира. Ребенок начинает следить за предметами, отмечать их движение. Если малыши вдруг перестает видеть предмет, то забывает его, однако если через какое-то время вернуть предмет ребенку, он поймет, что это за предмет и вновь с интересом продолжит следить за ним.
- Очень ярко проявляется комплекс оживления. Он представляет собой специальную двигательно-эмоциональную реакцию малыша, обращенную к родителю или другому знакомому взрослому. Комплекс состоит из трех основных частей: внимательно и продолжительного взгляда на взрослого, радостной эмоции, выраженной в улыбке, двигательной активности, проявляемой в движении конечностями и головой, а также негромкого крика. Кроме того, комплекс оживления может начать вызываться не только родителями, но и на интересные ребенку предметы.
- Четырёхмесячный малыш способен узнать своё имя и начинает откликаться на него. Более того, он будет пытаться произносить отдельный звуки, напоминающие «о», «п», «а» и «м».
- Ребенок начнет ярко проявлять отдельный чувства, в особенности страх, радость, любопытство и заинтересованность.
- Построение логических цепочек причины и следствия не станут проблемой для ребенка. Это можно будет отчетливо увидеть во время кормления: замечая определенные действия от взрослого, будь то взаимодействие с бутылочкой для сухих смесей или приготовление матерью груди, ребенок утихнет и будет ждать свое питание.
- Изучение особенностей собственного тела становится увлекательным занятием и может отнимать у малыша значительное время. Особенно интересно ему будет рассматривать себя в зеркало.
- В 4 месяца у ребенка устанавливается крепка психико-эмоциональная связь с его матерью. Он начинает требовать постоянного контакта. Других близких родственников, проводящих с ним достаточное количество времени, малыш начинает запоминать и вести себя с ними открыто. Однако в присутствии новых и незнакомых людей ребенок будет вести себя очень внимательно и осторожно.
Изменения работы глаз
Глаза малыша в 4 месяца становятся более восприимчивы к свету. Ребенок начинает воспринимать гораздо больше разнообразных цветов. Больше всего ему буду нравятся насыщенные, чистые и простые цветы.
Лишняя яркость или сосредоточение нескольких цветов на небольшое площади могут раздражать ребенка.
Оптимальными цветами для наполнения окружение малыша, его одежды и игрушек будут красный, синий, желтый и зеленый.
Уши и слух в 4 месяца
В этот период развития ребенок начинает активно использовать уши для изучения окружающего мира. Малыш способен узнавать голоса родных и особенно ярко он будет реагировать на голос матери. В четыре месяца нужно постоянно общаться ребенком.
Говорить нужно медленно, четко и эмоционально, чтобы ребенок привыкал к речи и пытался самостоятельно повторять отдельные звуки. Можно читать сказки или стихи, особенно актуальны народные произведения, так как они изначально создавались с целью обучения детей и имеют хороший распев.
Хорошим вариантом будет постоянное описание для ребенка окружающего мира. Описывать нужно детально, но не использовать сложных слов.
Музыка для ребенка в 4 месяца не должна быть иметь много тонов и более одного инструмента, так как в этом возрасте малыш просто не сможет её воспринимать. В идеале, ребенок должен подражать музыке издавая звуки самостоятельно или с помощью игрушек.
Грудное вскармливание ребенка
При грудном вскармливании в 4 месяца не стоит переживать об избытке питания, если ребенок продолжает нормально набирать в весе, а у матери нет проблем с лактацией. Малыша необходимо кормить при первом его желании и пока он не наестся.
Вскармливание ребенка с помощью сухих смесей
Как и в случае с грудным вскармливание, при кормлении сухих смесей ребенка нужно кормить при его первом требовании. Это значит, что за день будет примерно около семи кормлений. Стоит помнить, что объем смеси должен равняться 70% от общей массы малыша.
Необходимость в прикорме
Большинство современных педиатров считают, что вплоть до полугода ребенок получает всех необходимые для развития витамины и микроэлементы из молока и сухих смесей и потребности в прикорме нет. Прикорм с помощью соков может привести проявлению аллергий и избыточной кислотности в желудке.
Помощь малышу в развитии
В возрасте четырех месяцев одним из самых лучших способов помочь ребенку в развитии – это постоянно общение. Постоянно говорите с ним и внимательно прислушивайтесь к нему. Комментируйте каждое своё действие, описывайте каждый предмет в доме, говорите об всем происходящем на улице.
Полезно для ребенка будет чтение книг. Читать нужно медленно, четко и экспрессивно. Процесс чтения через определенные промежутки времени следует прерывать просмотром иллюстраций. Необходимо красочно описать изображенные на ней предметы и объекты.
Очень важно проводить основательное знакомство ребенка с окружающим миром. Как можно чаще выводите его на прогулки на улицу, детские площадки и парки. Давайте ребенку поиграться с предметами, которые не представляют для него опасности.
Набор домашних игрушек ребенка можно постепенно обновлять, но будьте внимательны и случайно и выбросьте его любимые. Больше всего четырехмесячному малышу нравятся игрушки, которые можно помять, покидать и побить. Также его могут заинтересовать музыкальные игрушки и любые пищалки-свистелки.
Игры с малышом в 4 месяца
В 4 месяца с малышом можно проводить время за играми «Ку-ку», «Ладушки», «Коза рогатая», «Сорока-ворона» и другими. Они не только вызывают различные положительные эмоции у малыша, но и сближают его с родителями, что очень важно в этом возрасте.
Рекомендуем обатиться к специалисту!
Источник: https://12mama.ru/razvitie-rebenka-do-goda/razvitie-rebenka-v-4-mesyatsa.html
Развитие малыша в 4 месяца: узнай, что должен уметь твой ребенок
Развитие малыша в 4 месяца (как и в предыдущие 3) продолжает активно набирать обороты. У него появляются новые навыки, эмоции, звуки. Давайте рассмотрим основные аспекты развития. Ребенок 4-х месяцев растет как говорят не по дням, а по часам.
Вес и рост ребенка в 4 месяца, развитие малыша в 4 месяца
Рацион ребенка в 4 месяца.
«Малышу 5 месяцев и что должен уметь»
Прибавка в весе в среднем от 600 до 750 грамм. За стандарт принято считать, что вес ребенка должен составлять 6-7 кг. Кстати именно начиная с 4-го месяца, ребенок начинает интересоваться едой взрослых, с интересом заглядывает им в рот.
Кормить ребенка следует, если вы на грудном вскармливании, по сформировавшемуся режиму или по требованию. Набор веса зависит также от питательности вашего молока. Поэтому не забывайте про свое здоровье и питание.
К прикорму, если у вас грудное вскармливание, прибегать пока не рекомендуют.
Искусственное питание ребенка 4 месяцев. Что можно кушать ребенку в 4 месяца. Если вы на смеси, в среднем за сутки у ребенка 5-7 кормлений. Одна порция приблизительно 150 гр. Пора начинать вводить соки. Но делать это нужно постепенно, не более 30 гр в день и обязательно разбавлять водичкой.
Рост примерно до 65 см.
Сон ребенка
Сколько должен спать ребенок 4 месяца днем? Сколько должен спать ребенок 4 месяца ночью? Ребенок 4 месяца плохо спит днем?
Малыш уже разделяет для себя день и ночь. Ночью может проснуться 1 раз (реже 2) для кормления. Днем спит 2-4 раза, их них 1 длинный и несколько коротких. Бодрствовать может примерно 2 часа, потом желательно дать ему отдохнуть минут на 20-30 как минимум.
Ежедневный ритуал перед сном поможет ребенку успокоиться и настроиться на сон. Под ритуалом понимается: ванна, массаж, песенка колыбельная.
Видео «Четвертый месяц жизни» (всего 3 минуты)
Что умеет ребенок в 4 месяца
Ребенку 4 месяца, что он должен уметь.
- Переворачивается со спины на живот, и обратно на спину или бок.
- Сядет, если помочь ему, придерживая за ручки.
Садить ребенка в 4 месяца на попу еще слишком рано, позвоночник не окреп.
- В положении лежа на животике не менее 15 минут уверенно держит голову, упирается на ладони.
- Кулачки расслабляет, не зажимает пальчики.
Помогите малышу расслабить и разжать кулачки – делайте массаж кистей, рисуйте пальцем на ладошке.
- Если почувствует твердую опору под ножками, будет стараться оттолкнуться.
- Тонус на ручках к этому времени уже должен уйти. На ножках может еще оставаться.
- Начинает понимать, что, если погремушкой потрясти, она издаст звук.
- Будет стараться подержать бутылочку во время кормления.
- Начинает более уверенно управлять своими ручками.
- Учится смеяться.
Навыку смеяться и агукать активно способствует именно ваше общение с малышом.
- Любит агукать и появляются первые слоги.
В этом возрасте уже пора начинать читать книжки нашим малышам.
- Различает все больше цветов. Поэтому внимание ребенка привлекают наиболее яркие и сочные цвета.
Ребенок ползает в 4 месяца? Рановато. Можно, только если он сам этого хочет, никак не помогайте ему. Позвоночник еще не достаточно окреп.
Психология и эмоции ребенка, развитие малыша в 4 месяца
- Эмоциональней реагирует на маму, ее голос и присутствие рядом. Из всех выделяет маму.
- Чаще обращайтесь к малышу по имени. Он начинает понимать, как его зовут.
- Постоянный режим дня убеждает малыша в безопасности и стабильности.
- Чутко воспринимает эмоции мамы. Если вы расстроены, то и малыш будет плаксив и раздражителен.
- К незнакомым людям относиться настороженно, внимательно рассматривает и изучает.
Развитие малыша всецело зависит от родителей, от их внимания и заботы. Постоянно комментируйте свои действия малышу, разговаривайте с ним, улыбайтесь и как можно чаще обнимайте.
Пусть все детки будут здоровыми и счастливыми!
Поделитесь, пожалуйста, этой страницей
Источник: https://materinstvo2.com/razvitie-malysha-v-4-mesyatsa/
Что должен уметь ребенок в 4 месяца: 9 основных навыков, 3 рефлекса, 10 норм психоэмоционального развития
Последнее обновление статьи: 27.03.2018 г.
Каждый месяц – это эпоха, особенно для детей до 1 года. Развитие и рост младенца в этот период времени идут семимильными шагами. Четырёхмесячный малыш по сравнению с новорождённым владеет огромным количеством умений и навыков. Каждый день младенец радует родителей чем-то новым.
В 4 месяца ребёнок уже перерос младенческие колики и может всё своё внимание и энергию направить на познание мира и общение. Причем последнее становится всё более важным и значимым в жизни маленького человечка.
Ребёнку в этом возрасте, наряду с пищей, сном и уходом, необходимо взаимодействовать с другими людьми. В первую очередь, с мамой. Младенец в четыре месяца уже чётко выделяет её из числа остальных близких.
Физическое развитие
Так как ребёнок ещё не особо двигается и растрачивает энергию, прибавка в весе всё ещё значительная, хоть и меньше, чем в предыдущие месяцы. С момента рождения малыш набирает около трёх кило. Рост увеличивается на 2 — 3 сантиметра за месяц.
Для более точного определения веса и роста, характерного для гармоничного развития, у педиатров существуют специальные «центильные» таблицы.
- малыш обязательно должен уверенно держать голову и крутить шеей, смотря по сторонам;
- приподнимается на предплечьях, удерживая верхнюю часть тела;
- определяет источник звука, поворачивая к нему голову;
- в 4 месяца ребёнок должен переворачиваться со спины на бок и дальше на живот. Учится переворачиваться с живота на спинку;
- захватывает погремушку и удерживает её;
- при потягивании за ручки пытается садиться.
Четвёртый месяц жизни – очень раннее время для целенаправленных присаживаний. Позвоночник малыша ещё не окреп для таких нагрузок.
Эти навыки лучше осваивать после 5 месяца при условии, что ребёнок сам пытается сесть. Особенно важно это для девочки. Ранее присаживание может спровоцировать неправильное формирование расположения матки.
В будущем это грозит проблемами с зачатием и родами. У мальчика всё не так строго;
- всё тянет в рот. Таким образом младенец познает мир. Задача родителей – максимально обезопасить пространство вокруг малыша;
- учится хлопать в ладоши;
- при кормлении придерживает руками материнскую грудь или бутылочку со смесью.
Следите, чтобы возле ребёнка не оказалось мелких предметов или вещей, от которых можно легко отломать или откусить кусочек. Хоть зубов ещё и нет, дёсны у младенца достаточно крепкие, чтобы откусить кусок чего-нибудь мягкого или хрупкого.
Новорождённый ребёнок владеет определенными рефлексами, которые существуют до определенного возраста. Называются они транзиторными. Начиная с трёх месяцев, рефлексы начинают угасать.
Для каждого существует свой срок. У 3-месячного ребёнка уже не должно быть поискового, защитного, хоботкового и рефлекса Бабкина.
В 4 месяца угасают следующие рефлексы:
- хватательный рефлекс. Если вложить в ручки младенца пальцы взрослого человека, малыш крепко их обхватит. Четырёхмесячный ребёнок уже осознает движения рук. Его захваты целенаправленны и контролируются самим малышом;
- рефлекс ползанья. Если ребёнка выложить на живот и плотно прижать руки к подошвам его стоп, младенец будет рефлекторно отталкиваться. Этот рефлекс – основа навыка ползанья. При его стимулировании малыш немного раньше начнет развивать навык ползанья;
- рефлекс Моро. Ребёнок вскидывает руки и делает обнимающие движения при резком звуке, ярком свете, или при воздействии каких-либо внутренних раздражителей. Именно из-за него, вскидывая ручки, просыпаются новорождённые, вынуждая даже самых ярых противников пеленания укутывать крох на ночь в пеленки.
Рефлексы не только угасают, но и появляются. Они называются установочными. К 4 месяцам формируется верхний рефлекс Ландау. Выражен он в том, что младенец, находясь на животе, приподнимает верхнюю часть туловища и удерживается в таком положении, опираясь на руки.
- Легко вызывается «комплекс оживления». При виде родителей или других знакомых людей малыш в 4 месяца улыбается, радуется, активно двигает ручками и ножками, гулит.
- Узнаёт маму, выделяет её среди остальных.
- Улыбается своему отражению.
- Лепечет. Временами можно услышать не только отдельные звуки, но и слога «ма», «па», «ба». Это еще неосознанное звукоподражание, прародитель будущей активной речи.
- Выражает различные эмоции. Это уже не только радость и грусть. Прибавляется гнев, обида, страх.
- Поведение тоже становится более дифференцированным. Если малышу нравится игра, он радуется. При её прекращении начинает плакать. Среди игрушек выделяет любимые, с которыми готов заниматься постоянно.
- Легко определяет источник звука, поворачивая к нему голову. Ребёнок начинает воспринимать музыку. Хорошо реагирует на ритмичную или мелодичную песню.
- Сосредотачивается, прислушивается при звуке своего имени.
- Начинает ощущать своё тело в пространстве, знакомится с ним. Забавно смотреть за малышом, который пристально рассматривает свои ладошки или щупает ноги. Таковы дети – познание через игру.
- Зрение у младенца практически на уровне взрослого. Малыш уже может различать несколько цветов – красный, желтый и синий.
Не надо утомлять ребёнка многоцветными игрушками. Большое число цветов и оттенков напрягают орган зрения и создают повышенную нагрузку на нервную систему.
При грудном вскармливании в питании ребёнка всё остается по-прежнему. Прикладываний к груди становится меньше, вырисовывается режим кормления.
Лактационный криз третьего месяца позади, грудное молоко вырабатывается строго по графику кормления. Ощущения в виде покалывания и распирания при прибытии молока уже не так беспокоят кормящую маму.
Если мама кормит младенца исключительно грудью, никаких прикормов в этом возрасте не вводится. Допаивать водой можно при лихорадке, рвоте и поносе у ребёнка и в условиях жары.
При искусственном вскармливании допускается введение в рацион разбавленных соков. Пищеварительная система искусственника уже вполне готова к их перевариванию.
Обязательно ознакомьтесь с подробной и содержательной статьёй детского доктора, которая отвечает на распространённый родительский вопрос, когда грудничку можно давать сок.
Почему не стоит торопиться с прикармливанием соками? Введение соков может спровоцировать срыгивания из-за закисления внутренней среды желудка.
После сладких соков малыш может отказаться пробовать невкусные, на его взгляд, овощи или каши.
По рекомендациям ВОЗ прикорм необходимо вводить не раньше 4 и не позже 6 месяцев. Точный срок определяется индивидуально по признакам готовности:
- интерес младенца к взрослой еде;
- ребёнок хорошо держит голову, сидит уверенно или с опорой;
- при попадании еды (не молока или смеси) в рот не выталкивает её;
- удвоение веса с момента рождения;
- малыш удерживает ложку и стремится положить ее в рот;
- появление первых зубов.
Сон и режим дня
Спит ребёнок большую часть суток – около 15 часов. Из них ночной сон занимает 10. Оставшееся время распределяется между тремя дневными.
В большинстве случаев, всю ночь напролёт малыш не спит. Несколько раз он просыпается для подкрепления молоком или смесью.
Развивающие занятия
- Сегодня это словосочетание растиражировано, модно, актуально.
- Но все самые простые игры, общение, объяснения и тактильный контакт – всё это можно назвать развивающим.
- массаж и гимнастика. Можно использовать по раздельности или вместе. Массаж полезно делать после пробуждения и перед купанием. Гимнастика заключается в пассивных движениях (сгибаниях, разгибаниях) конечностей малыша, переворотах и стимулирования ползанья путем нажатия своими пальцами на пятки ребёнка. С этим процессом неплохо ещё сочетается фитбол. Комплекс занятий с ним несложен, а информацию легко найти в интернете;
- максимальный тактильный контакт. Младенцу он жизненно необходим. Носите ребёнка на руках, в слинге, кормите грудью, делайте лёгкий поглаживающий массаж;
- игрушки. Игрушечный парк для ребёнка 4 месяца значительно шире, чем, например, у месячного ребёнка. К погремушкам прибавляются прорезыватели, ведь малышу очень хочется всё тянуть в рот и грызть зудящими дёснами. Младенцу интересно будет пробовать на ощупь различные по текстуре тканевые мешочки, наполненные гречкой, манкой, горохом, и небольшие мячики. Развивающий коврик становится целым кладезем ощущений. Тут и цвета, различные по тактильные ощущениям ткани, висящие над головой игрушки, которые надо обязательно захватить, зеркальце, в которое очень интересно смотреться и узнавать самого себя;
- речевое общение. Дети – великие подражатели. Чем чаще они будут слышать звуки речи, тем проще им будет ею овладеть;
- стишки-прибаутки, потешки. Знакомые всем с детства «Сорока-ворона», «Коза рогатая», «Ладушки» и другие. Ребёнку нравится и ритмичное звучание, сопровождающееся действием – купанием, пальчиковой гимнастикой, одеванием, щекоткой, поглаживанием;
- «Ку-ку». На первый взгляд простая игра для увеселения младенца. На самом деле через игровое действо до ребёнка доносится то, что родитель, когда покидает поле его зрения, потом обязательно возвращается. На этой базе у малыша формируется доверие к миру.
Когда стоит беспокоиться?
Есть определенный обязательный перечень того, что умеет ребёнок в 4 месяца. Родителям это надо знать. Но если ребёнку 4 месяца и у него есть хоть один признак из нижеперечисленных, первое, что необходимо сделать — срочно обратиться к доктору:
- малыш не держит голову;
- лёжа на животе, не приподнимается на предплечьях;
- ребебёнок не переворачивается;
- не реагирует на звуки, не ищет взглядом их источник;
- малыш не демонстрирует «комплекс оживления» при виде матери;
- не держит погремушку и даже не пробует пытаться её ухватить;
- демонстрирует рефлексы, которые к этому возрасту должны угаснуть.
Внимательно следите за развитием малыша, но не сравнивайте его с ровесниками. Каждый кроха развивается в своем индивидуальном темпе.
Оценка статьи:
(10
Источник: https://kroha.info/razvitie/calendar/rebenok-v-4-mesyatsa
Что должен уметь ребенок в 4 месяца
К четырем месяцам изменяется не только внешний вид малыша, но и его физическое и психологическое состояние. Кроха «наедает» щечки, становится более активным и подвижным, с радостью идет на контакт с родителями.
Он охотно взаимодействует с внешним миром, закрепляет уже приобретенные и осваивает новые навыки. Все эти процессы проходят на фоне совершенствования движений, органов чувств и нервной системы ребенка. Вопрос, что должен уметь ребенок в 4 месяца, волнует многих родителей.
Ведь, зная ответ на него, взрослые могут своевременно заметить отклонения от норм развития и принять меры по их устранению.
Рассмотрим подробно, что должен уметь малыш в четыре месяца.
В 4 месяца закрепляется «комплекс оживления». Оно проявляется тем, что в ответ на дружелюбное обращение взрослого малыш активно двигает ручками и ножками, радостно гулит, улыбается. Помимо этого, 4-месячный ребенок уже умеет весело смеяться и проявлять радость при виде добрых эмоций взрослого или появления новой игрушки.
Детки в этом возрасте безошибочно узнают и выделяют среди окружающих тех людей, которые проводят с ними максимальное количество времени.
Как правило, это мамы и папы. Кроха уже может отличать «своих» от «чужих» не только по лицам, но и по голосам. В 4 месяца ребенок умеет различать голос мамы или папы — ищет взглядом, прислушивается, а найдя, улыбается.
Если раньше улыбка ребенка была чисто рефлекторным явлением, то теперь она становится более осмысленной. Настроением 4-месячного младенца руководит нервная система, оно определяется набором тех чувств и эмоций, которые способен испытывать карапуз.
Уже в четырехмесячном возрасте кроха познает, что такое страх или разочарование.
Эти чувства могут быть вызваны встречей с незнакомцем или заменой груди бутылочкой при переходе на смешанное вскармливание. Любопытство, радость, беспокойство, восторг, удивление – список испытываемых карапузом эмоций достаточно велик.
На данном этапе развития родителям необходимо установить тесную эмоциональную связь с крохой. Это позволит малышу нормально развиваться и быстрее приспосабливаться к окружающему миру, в котором есть любящие его люди.
В этом возрасте материнский образ ассоциируется в сознании ребенка с чем-то приятным. Поэтому при ее появлении на горизонте он начинает улыбаться и гулить, привлекая к себе внимание.
Проводя как можно больше времени с ребенком, родители обеспечат ему максимально комфортные условия для полноценного психологического развития.
В 4 месяца ребенок умеет поворачивать голову, следя за игрушками или лицом взрослого. А в процессе кормления помогают себе ручками, придерживая бутылочку или грудь.
Однако это далеко не все, что должен уметь малыш в четыре месяца.
Перечислим основные навыки крохи:
Захват предметов
Ближе к четырехмесячному возрасту хватательные рефлексы ребенка начинают угасать. Захват предметов начинает носить произвольный характер. То есть если раньше малыш рефлекторно зажимал кулачок, как только что-то прикасалось к его ладошке, то теперь он может удерживать игрушку в руках, когда сам хочет этого.
Произвольность движений является серьезным скачком в развитии младенца и большим шагом на пути к овладению собственным телом.
Сам же процесс хватания представляет собой сложнейшую цепочку нервных импульсов, которая запускается при проявлении интереса крохи к различным предметам.
Первые игры
Некоторые дети, ранее овладевшие навыками переворачивания со спинки на живот, учатся возвращаться в исходное положение.
Подобная активность беспокоит родителей и во избежание падения крохи с дивана или кровати, они начинают выкладывать его на пол. Перед младенцем открывается огромная территория для освоения, что стимулирует его к частым переворотам с целью добраться до какого-либо предмета.
В положении на спине кроха начинает приподнимать плечики и головку, словно стараясь сесть. Однако подобные попытки едва ли когда-нибудь увенчаются успехом. Ведь как показывает практика, малыши садятся с бочка, опираясь при этом на бедро.
Очевидно, что в этом возрасте кроха еще не способен самостоятельно принимать вертикальное положение.
Родителям стоит воздержаться от принудительного присаживания ребенка у опоры, дабы не навредить ему.
Доктор Комаровский, детский врач высшей категории: «Если ребенок здоров, от мамы и папы требуется, лишь создание благоприятных условий для его развития. Если доктора не выявили у младенца каких-либо существенных отклонений (невралгии или проблем с опорно-двигательным аппаратом), то он непременно сядет.
И это случится само собой. Родителям необходимо понимать, что процесс сидения не несет для малыша никакой пользы. Напротив, чем позднее появится вертикальная нагрузка на позвоночник, тем крепче ножки и ровнее спинка будут у малыша.
Поэтому основная задача родителей по отношению к вопросу сидения ребенка – не помогать».
Подготовка к ползанию
В 4 месяца у младенца появляются определенные задатки к ползанию. Лежа на животе, он приподнимает попу и старается оттолкнуться ножками от поверхности. Некоторые крохи даже начинают передвигаться по-пластунски.
При этом деткам куда проще ползать назад, нежели вперед, ведь это требует меньших усилий. Для мотивации крохи к перемещениям стоит использовать его любимые игрушки, расположенные на небольшом расстоянии от малыша.
Зрение
Особое внимание четырехмесячного младенца привлекают яркие и движущиеся предметы.
Если раньше кроха мог различать их лишь на расстоянии 35-70 см, то теперь зона его видимости увеличилась до 3-3,5 м. Это позволяет малышу не только обозревать комнату, но и любоваться видом из окна.
Когда погода располагает к прогулкам, родителям необходимо чаще извлекать кроху из коляски и знакомить его с окружающим миром.
Если же на улице слишком холодно или пасмурно, следует устраивать экскурсии по квартире, не забывая время от времени подходить к окну.
Слух
В четыре месяца детки слышат звуки также отчетливо, как и взрослые.
Реагируют на них крохи соответствующим образом. Заслышав громкие, резкие или незнакомые звуки они могут испугаться и начать плакать. Поэтому родителям стоит избегать выяснения отношений при ребенке.
В этом возрасте младенец уже реагирует на музыку и понимает эмоциональную окраску речи. Прослушивание классических произведений, маминых колыбельных, детских сказок и стихов пойдут малышу на пользу.
Все это поспособствует развитию фонетического слуха крохи, что отразится на его способности к запоминанию.
Четырехмесячные младенцы начинают произносить первые слоги, такие как «ба», «па», «ма».
Многим взрослым кажется, что малыш вот-вот начнет говорить. Но до этого еще далеко. Гуление и лепет являются обязательными спутниками пребывающего в отличном настроении крохи. Произнося звуки, ребенок пытается воспроизводить губами артикуляцию взрослых. Он уже способен призывать родителей к общению, улыбаясь им и «разговаривая» на своем языке.
Людмила, мама четырехмесячной Софии: «Моя малышка упорно не хотела общаться со мной до трехмесячного возраста. У подруг новорожденные карапузы уже в 3-4 недели начали гулить, а моя молчала до последнего.
Первое «агу» услышала от дочки в три месяца и десять дней. Тут же стала отвечать на ее звуки и у нас завязалась «беседа». Теперь малышка, если у нее хорошее настроение, не замолкает буквально ни на минутку. Такая болтушка стала! А я и рада.
Стараюсь поддерживать в ней эту общительность».
Мы рассмотрели ответ на вопрос, что должен уметь ребенок в 4 месяца. Таблица дальнейшего развития крохи также может пригодиться родителям:
Социальные навыки |
|
Психологическое и эмоциональное развитие |
|
Физическая активность |
|
Зрение и слух |
|
Развитие речи |
|
Возможно, что четырехмесячный карапуз еще не успел овладеть всеми перечисленными в соответствующей строке таблицы навыками. Многие дети начинают лепетать и переворачиваться ближе к 6 месяцам. Многие умения непременно придут со временем, поэтому родителям не стоит бить тревогу и торопить события.
Прежде всего, стоит напомнить, что все детки индивидуальны. Каждый из них обладает своими темпами развития, определяющими физическую и эмоциональную активность крохи.
Отклонения от норм в 1,5-2 месяца являются вполне допустимыми.
Однако если отставание от сверстников становится более существенным, родителям стоит показать кроху специалистам. Оправданным поводом для беспокойства взрослых должно стать отсутствие более половины перечисленных выше умений. Следует бить тревогу, если к четырехмесячному возрасту малыш:
- не проявляет двигательной активности;
- самостоятельно не держит головку;
- не гулит;
- не реагирует на свое имя и посторонние звуки;
- улыбается редко и абсолютно неосознанно;
- не пробует переворачиваться;
- совершенно равнодушен к игрушкам.
Наличие подобных отклонений свидетельствует о замедленном развитии младенца. В этом случае родителям необходимо обратиться за помощью к специалистам, в первую очередь педиатру и неврологу. Если же отступления от норм имеют место быть, но являются не слишком существенными, родителям необходимо уделить пристальное внимание развитию крохи. Остановимся на этом вопросе более подробно.
К четырем месяцам кроха становится более активным, а время его непрерывного дневного бодрствования увеличивается до 2-3 часов.
Он кушает, гуляет, общается и играет с родителями, осваивает новые навыки. Питание четырехмесячных малышей осуществляется по ранее выработанному режиму. Непрерывный ночной сон младенца, находящегося на искусственном вскармливании, составляет уже не 4-6, а 7-10 часов. Груднички же периодически просыпаются, чтобы покушать.
Светлана, мама шестимесячного Кирилла: «В четыре месяца сынок спал днем три раза, но совсем недолго, всего по 30-40 минут. Даже на прогулке просыпался спустя полчаса. Зато на ночь мы укладывались в 7-8 вечера и спали до самого утра.
С рождения сынок находится на искусственном вскармливании, а с 3 месяцев он перестал кушать по ночам. Я сначала беспокоилась по этому поводу, пыталась малышу подсунуть бутылочку. А он ее упорно выплевывал и всем своим видом демонстрировал недовольство, что его побеспокоили.
Вскоре я оставила попытки накормить сына ночью».
Развивающие занятия и игры должны стать обязательной частью распорядка дня ребенка.
Проводить их необходимо, когда малыш бодр, активен и находится в хорошем расположении духа. В этом состоянии кроха с готовностью идет на контакт и с большим удовольствием взаимодействует с родителями. В качестве примера рассмотрим несколько игр и упражнений:
Физическое развитие
Игры с мячом
Данное упражнение способствует укреплению мышц рук, ног и живота крохи, развитию тактильных ощущений. Для его выполнения понадобится надувной пляжный мяч. Положив малыша на спинку, следует поднять предмет над ним, раскачивать и вращать его. Кроха потянется к мячу и попытается его схватить.
Если ребенку не удается удержать игрушку, необходимо помочь ему в этом. Можно задействовать и ножки ребенка. Ведь держать мяч сразу четырьмя конечностями куда удобнее. Далее следует поднести мяч к ножкам ребенка, чтобы он начал отталкивать его.
Если кроха не предпринимает таких попыток, нужно помочь ударить ему по предмету.
Перевороты
Стимулирование «комплекса оживления»
Положите малыша на пеленальный стол, улыбайтесь, наклоняйтесь к нему и удаляйтесь, читая стишок. Выполняйте все действия стишка (потянулись, повернулись, покажите игрушку):
Вот проснулись,Потянулись,С боку на бок Повернулись!Потягушечки!Потягушечки!Где игрушечки,Погремушечки?Ты игрушка, погреми,(Имя ребенка) подними!
Сенсорная коробочка
Можно посоветовать родителям, изготовить для малыша развивающую игрушку с использованием картонной коробки из-под молока или кефира. Это будет кубик с обклеенными различными материалами и деталями внутренними сторонами. Два бока изделия должны оснащаться небольшими отверстиями, в которые кроха сможет засунуть свои ручки.
Внутри кубик можно обклеить бантиками, ворсистыми и гладкими тканями, фольгой, пришить к картону шнурочки и пуговицы и т.д. В результате получится отличная игрушка для развития мелкой моторики карапуза. Со временем кроха научится удерживать ее одной ручкой, а другой ощупывать находящиеся внутри детали.
Такой кубик можно брать с собой в дорогу, чтобы отвлечь кроху в нужный момент.
Прятки
Эта игра пользуется огромной популярностью у ребенка в 4 месяца. Существует несколько способов ее проведения. Выбор подходящего варианта зависит от предпочтений крохи. Закрыв свое лицо ладошками, нужно спросить у крохи «где мама?», а затем через некоторое время убрать руки и сказать «ку-ку!».
Проделав это несколько раз, следует поменяться с ребенком ролями. Теперь он окажется с закрытыми глазками, а мама будет искать его. Также можно прятаться под платочком или выглядывать из-за мебели с разных сторон.
Четырехмесячные мальчики и девочки с интересом следят за передвижениями взрослых и даже пытаются самостоятельно убрать ткань, наброшенную на их личико.
Вам понадобятся разные музыкальные инструменты и игрушки: колокольчик, свирель, бубен, погремушка, неваляшка. Позвените колокольчиком справа и слева от малыша на расстоянии 60-70 см, чтобы он мог их видеть. Следите за ребенком: он должен внимательно прислушиваться. Дайте звуку затихнуть, скажите: «Это колокольчик. Он звенит дзинь!». Проделайте то же самое с другими инструментами.
Возьмите ребенка на руки лицом к себе. Сделайте логопедическую «зарядку»:
- высуньте расслабленный язык и поболтайте им вправо и влево;
- надуйте щеки и пофыркайте;
- вытяните губы трубочкой и подуйте.
Через некоторое время малыш начнет повторять за вами.
Чтобы стимулировать развитие речи ребенка в 4 месяца нужно показывать пример произнесения звуков и слогов. Начните с певучих «а-а-а-о-о-о», «y-y-y-a-a-a». Затем добавляйте согласные: «ля-ля-ля», «та-та-та», «да-да-да» и т.п.
Четырехмесячный малыш уже обладает довольно обширным списком умений. Он может целенаправленно захватывать предметы и совершать с ними различные манипуляции, общаться с родителями на своем языке, осознанно проявлять различные эмоции.
Кроха способен бодрствовать на протяжении нескольких часов, посвящая это время изучению окружающего мира и совершенствованию новых навыков.
Данные процессы требуют непосредственного участия родителей, которые подтолкнут кроху к новым достижениям.
Новые и интересные статьи по теме
Источник: https://www.tikitoki.ru/post/chto-dolzhen-umet-rebenok-v-4-mesjaca