- Новорожденный ребёнок — это хрупкое и очень интересное создание.
- Забрав его из роддома, родители не перестают смотреть на его стремительное развитие и адаптацию во внешнем мире.
- Но, так как дети такого возраста ещё не могут объясняться самостоятельно, возникает вопрос — во сколько месяцев слышит малыш?
На какой неделе после рождения ребенок различает звуки?
Слух новорожденного ребёнка формируется довольно быстро. Еще до появления на свет дети способны различать звуки в животе у матери. Именно поэтому врачи часто рекомендуют больше общаться со своими малышами в период внутриутробного развития. Это помогает ребёнку в дальнейшем быстрее отличать голос матери от других звуков, окружающих его.
После рождения уши малыша около трёх дней наполнены специальной жидкостью, из-за которой слух не может быть чётким. Именно из-за этого дети поначалу реагируют только на громкие звуки или вибрацию. Уже через 3-4 недели после рождения ребёнок способен узнавать привычные звуки и шумы. Реакция выражается в:
- способности останавливать взгляд на определенных, понравившихся, предметах;
- во внимательном изучении человеческих лиц;
- в небольшом косоглазии;
- в более внимательном рассматривании черно-белых картинок, чем цветных.
Важно! Если женщина во время беременности курит, принимает большое количество лекарственных препаратов, употребляет спиртные напитки или переносит такие заболевание, как корь или краснуха, то стоит обратить особое внимание на развитие слуха у малыша.
Как слышит грудничок?
В течение первого месяца развития дети способны слышать только громкие звуки, но после этого периода времени, они начинают различать и реагировать на различные голоса и другие посторонние звуки. Чтобы понять, что ребенок начинает хорошо слышать, стоит обратить внимание на такие признаки:
- В зависимости от скорости речи ребёнок может вести себя активно или спокойно;
- Интонация — сердитый голос может расстроить малыша, а ласковый, наоборот, будет успокаивать и радовать;
- Происходит разделение на звуки, которые нравятся, и которые не нравятся.
Часто новорождённые дети могут увлечься каким-то одним предметом, издающим приятный для них звук, например, погремушкой. Тогда они могут на какое-то время перестать обращать внимание на другие шумы, но это вполне естественно и быстро проходит.
Что слышит малыш?
- На первой неделе жизни ребёнок слышит только близкие и громкие звуки.
- Он не воспринимает их как чёткие, поскольку ухо ещё недостаточно развито.
- Постепенно малыш начинает активнее реагировать на голоса, особенно материнский, поскольку он способен успокоить и помочь почувствовать безопасность.
- К основным реакциям на правильно развитие слуха у новорождённого можно отнести:
- поворот головы по направлению шума.
- поиск глазами источника звука.
- плач, как сильный, так и всхлипывания.
- интенсивные движения руками и ногами.
- замирание и прислушивание.
Внимание! Специалисты не рекомендуют включать детям громкую музыку, повышать на них голос или посещать с ними места, где может быть очень шумно. Это может значительно повлиять на формирование слуха.
Как проверить детский слух?
Уже через 2-3 дня после рождения, еще находясь в роддоме, врачи делают первую проверку слуха с помощью специальной аппаратной аудиограммы.
На этом этапе можно определить отклонения и патологии. В дальнейшем детский слух нужно проверять на медицинских комиссиях.
Для того, чтобы проверить слух новорожденного дома, существует несколько методов:
- Хлопки в ладоши. Для этого надо сделать несколько хлопков вне зоны видимости малыша. Если нет никаких патологий или затруднений в развитии, то ребёнок вздрогнет или посмотрит в сторону звука;
- С помощью любой крупы. В три разные ёмкости, желательно пластиковые, нужно насыпать сушеный горох, гречку и манку. Все эти крупы создают колебания разной интенсивности. В первые несколько недель ребёнок будет реагировать на звук гороха, так как он издает низкие тональности.
Стоит помнить, что объективно оценить слух новорождённого ребенка без специальной аппаратуры не получится, так как уши и слуховые каналы только формируются.
Какие факторы могут привести к нарушению слуха
Существует две основные классификации нарушения слуха у детей: тугоухость и глухота. По своей природе они бывают наследственные, природные или приобретённые. Причин для развития этих патологий несколько:
- вирусные заболевания или инфекции.
- тяжелый период беременности у матери.
- применение вредных или токсичных веществ во время вынашивания плода.
- наследственность.
- различные генетические мутации.
- болезни лор-органов, например, аденоиды.
Опасность возникновения нарушений органов слуха состоит в первую очередь в том, что может произойти задержка в психологическом или же интеллектуальном развитии ребёнка, из-за чего малыш не сможет жить полноценной жизнью.
Как развивать слух?
Помимо обычных звуков и маминого голоса, которые окружают новорождённого, нужны дополнительные средства для правильного формирования слуха.
На помощь могут прийти различные музыкальные инструменты и игрушки. К примеру, это могут быть погремушки и колокольчики.
Суть метода развития слуха заключается в привлечении внимания ребёнка звуком.
Важно, чтобы эти звуки не были слишком громкие или неприятные, так как они могут напугать или расстроить малыша.
Также можно петь детские песни и колыбельные, главное — следить за голосом, он должен быть спокойным и ласковым. Не стоит забывать, что хорошо развитый слух помогает ребёнку быстрее адаптироваться во внешнем мире и быстрее начать понимать человеческую речь и разговаривать.
Совет! Малыш будет быстрее развиваться, если подвесить над кроваткой музыкальные игрушки — мобиле. Помимо слуха, будет также формироваться зрение. Ребёнок не будет скучать и сможет быстрее засыпать.
Источник: https://vashrebenok.org/razvitie/do-goda/nachinaet-slyshat.html
Когда начинает слышать новорожденный: мешают ли ему звуки
С появлением малыша родители открывают для себя целый новый мир, радостный, непростой, вызывающий очень много вопросов. Маленький ребенок – часто настоящая загадка для них, ведь совсем немногие молодые мамы и папы получили педиатрическое или педагогическое образование, поэтому особенности развития малышей для них в диковинку.
Один из распространенных вопросов касательно новорожденных, с которым родители обращаются к более опытным знакомым, врачам или информационным источникам – когда ребенок начинает слышать.
Как формируется слух у новорожденных, нормальны ли слабые реакции на посторонние шумы в первые недели жизни, как понять, когда бить тревогу – обо всем этом мы расскажем далее.
Когда формируется слуховой аппарат
Во многих журналах и книгах для беременных можно встретить советы будущим мамам: читать сказки, петь колыбельные или разговаривать с еще не родившимся ребенком.
Кому-то может показаться это надуманным, однако современные исследования подтверждают: ребенок, еще не родившись, уже способен слышать звуки окружающего мира, немного приглушенные из-за царящей вокруг водной среды.
Стенки живота достаточно тонкие, поэтому ученые предполагают, что малышу доступны любые звуки громче 30 децибел. Поэтому он довольно хорошо слышит не только мамин голос, но и его интонацию, и настроение.
А особенно отчетливо в такой среде улавливаются звуки низких частот, поэтому многие детские психологи советуют общаться с нерожденным малышом не только маме, но и папе.
Что касается того, когда именно ребенок начинает слышать в утробе, то здесь мнения расходятся. Некоторые исследования позволяют сделать вывод, что слуховой аппарат, а, значит, и способность слышать окружающий мир, у плода формируется к 16 неделе беременности.
Большинство же ученых считают, что слух формируется полностью к 20 неделе. То есть, начиная с пятого месяца беременности, будущим мамам рекомендуют общаться “с животиком”, петь ему или читать сказки.
Исследования слуха у еще не рожденных детей довольно интересны сами по себе.
В ходе таких экспериментов мамы зачитывали определенные детские стишки на последних сроках беременности, а затем снова читали их деткам уже после рождения.
Психологи, наблюдающие за экспериментальной ситуацией, фиксировали у малышей реакцию узнавания на эти строки: детки начинали активно двигать ручками и ножками и улыбаться.
Как слышит новорожденный
После рождения, в первые несколько дней ребенок практически ничего не слышит из-за воды в его внутреннем ухе. Затем постепенно слуховой аппарат начинает адаптироваться к изменившимся условиям среды, становясь все более чутким.
- Из-за того что слух у новорожденного ребенка в первый месяц жизни несколько притуплен, многие родители начинают беспокоиться, все ли с ним в порядке, замечая, что малыш не реагирует даже на довольно громкие звуки, не просыпается от шума телевизора или стиральной машины.
- На самом деле такая постепенная адаптация обусловлена физиологически и служит на благо ребенка: после довольно спокойной и тихой среды, в которой он развивался в маминой утробе, звуки внешнего мира во всем их количестве и разнообразии казались бы малышу какофонией и перегружали бы его.
Процесс адаптации слухового аппарата длится в среднем до 4 недель и к первому месяцу жизни завершается. После 4 недель малыш начинает отчетливо слышать окружающие его звуки, а к 9-12 неделе родители могут заметить, как он старается определить, откуда они доносятся, двигая глазами и головкой.
Медики не рекомендуют излишне строго относиться к обеспечению тишины во время сна ребенка – она ему не требуется. Ведь все девять месяцев до рождения малыш непрерывно слушал, как работают органы мамы. И после рождения гул стиральной машины, шумы с улицы или приглушенные голоса родителей не будут мешать ему.
Нормальные реакции на звуки у новорожденных
Как только слуховой аппарат малыша адаптировался к условиям среды, ребенок начинает реагировать на звуки, что иногда дает родителям новый повод для тревоги. А именно: какие реакции нормальны, а какие –нет.
Дело в том, что первое время, когда ребенок уже получает информацию от слухового анализатора, но еще не умеет реагировать на нее, его отклики могут быть странными. К примеру, реакцией даже на негромкий, однако неожиданный для ребенка звук может быть испуг и плач.
Также громкие или неожиданные шумы могут вызвать судорожную реакцию, которая, как бы странно она ни выглядела, является нормой и позволяет сделать вывод о нормальном формировании слухового аппарата. Это лишь говорит о том, что младенцы чрезвычайно сензитивны (чувствительны) к окружающей их среде.
Спустя некоторое время, обычно к двум месяцам, малыш адаптируется к окружающим его звукам и перестает так чутко реагировать на них.
Непроизвольные и судорожные реакции первого месяца жизни сменяются произвольными и упорядоченными. Малыш с удовольствием слушает обращенную к нему речь, стихи, ритмичную или классическую музыку. Можно заметить, как он старается отыскать глазами источник звука.
Когда нужно насторожиться
Поскольку слух у новорожденного ребенка формируется постепенно, многие родители испытывают тревогу, замечая, что реакции малыша отсутствуют или очень слабы. Они хотят удостовериться, что со слухом малыша все в порядке, ведь по статистике два ребенка из тысячи появляются на свет с врожденной тугоухостью.
- Мы не будем описывать все возможные варианты нормы, поскольку развитие каждого ребенка протекает очень индивидуально и может быть совершенно непохожим у двух разных детей, притом, что это не будет означать, что один из них развивается с патологий.
- Однако следующие закономерности позволят понять встревоженным родителям, что, возможно, что-то при формировании слуха идет не так:
- Если в 2-3 недели малыш не обращает никакого внимания на достаточно громкие звуки.
- Если ребенок старше месяца не пытается повернуть голову на звук, раздающийся вне зоны видимости.
- Если трехмесячный малыш не успокаивается от голоса матери.
- Если в возрасте около четырех месяцев малыш не обращает внимания на голоса или на необычный звук, которого он раньше не слышал, такой как шум новой игрушки.
- Если ребенок в возрасте от двух до четырех месяцев не пытается издавать звуки, подражать интонациям, произносить первые слоги.
Если родители, наблюдая за новорожденным, замечают какие-либо странности, им стоит показать малыша врачу-отоларингологу.
Для диагностики слуха специалисты используют современное оборудование, позволяющее установить наличие нарушений даже через несколько дней после появления малыша на свет.
Как проверить слух ребенка самостоятельно
Однако прежде чем нанести визит врачу, родители могут и сами попытаться разобраться, есть ли проблемы.
Есть несколько способов, как проверить слух ребенка в домашних условиях уже в течение первого месяца его жизни:
- Чтобы произвести проверку, нужно взять какую-то незнакомую ребенку игрушку – погремушку или дудочку, и пошуметь ей, встав при этом позади малыша, чтобы он вас не видел. При этом следует внимательно наблюдать за его реакцией.
- Также можно проверить слух не только во время бодрствования, но и во время сна в быстрой фазе. При этом вы заметите, как через веки движутся глазные яблоки. Реакцией спящего ребенка на звук будет изменение мимики или вздох.
Ни в коем случае не стоит пугать малыша громкими звуками. Чтобы создать достаточно шума, стоит всего лишь кашлянуть или потереть ладони друг о друга.
Также стоит обратить внимание на процесс формирования речи у малыша, так как он тесно связан с формированием слуха и не может протекать нормально, если есть какие-то проблемы со слуховым аппаратом. Уже в двухмесячном возрасте ребенок начинает издавать первые гласные певчие звуки.
Одним из признаков здорового слуха является постоянное постепенное развитие речевых навыков: ребенок начинает издавать звуки с определенным настроением, в котором он пребывает, а затем формировать простые слоги.
Если этого не происходит – стоит обратиться к врачу.
Заключение
Вопрос о том, слышат ли новорожденные – сложный и не имеющий одного ответа. Поскольку слуховой аппарат полностью сформирован уже к пятому месяцу беременности, разумеется, ребенок физиологически уже может слышать до появления на свет.
Однако адаптация к новой изменившейся среде, которую переживает новорожденный в первые недели жизни, приводит к тому, сто слух – такой, каким мы его себе представляем – почти отсутствует и формируется постепенно.
Первые недели жизни ребенок почти не воспринимает окружающих звуков, отзываясь только на громкие или внезапные, и его реакции при этом спонтанные и неупорядоченные. Но уже к месячному возрасту он начинает различать речь и с удовольствием слушает ее.
В любом случае, если у вас остались сомнения, проверка слуха у новорожденных – простой способ их развеять, для этого нужно лишь обратиться к отоларингологу.
Источник: https://its-kids.ru/kogda-nachinaet-slyshat-novorozhdennyj.html
Когда новорожденные начинают слышать
Забрав ребенка из роддома, родители более досконально начинают изучать его и наблюдать за ним. Их волнует общее состояние младенца, его реакции на окружающий мир, проявляющиеся в двигательной активности, зрении, слухе, плаче.
Иногда родителей настораживает, что их новорожденный ребенок не реагирует (или реагирует очень слабо) на посторонние шумы и звуки, может никак не замечать и не просыпается от работающего телевизора, каких-то шумов из соседней квартиры и т.д.
Вот поэтому многие родители интересуются, хорошо ли слышат новорожденные дети сразу после рождения или не слышат вовсе.
Уже давно установлен период, когда ребенок начинает слышать — это происходит еще на 16 — 17 неделе беременности.
Доказано: ребенок не родился, но уже слышит
Находясь в утробе, ребенок уже имеет способность слышать и реагировать на звук. При внутриутробном развитии есть реакция на музыку и на голоса, что было неоднократно доказано экспериментально: мама на последнем сроке беременности читала несколько детских стихов. Когда проходило определенное время после рождения ребенка, возле него зачитывали знакомый стих и следовала реакция «узнавания»: ребенок начинал активно двигать ножками и ручками.
Реакции ребенка на звук
Есть мнения некоторых родителей, что только что родившийся ребенок еще плохо слышит, или даже вообще не слышит из-за жидкости во внутреннем ухе, и начинает различать звуки только на второй — третий день, но это совершенно не так!
С первых дней жизни ребенок реагирует на звуки, но реагирует в основном только на громкие звуки (резкие, которые могут создавать определенную вибрацию), поэтому если нет реакции на работающий телевизор, на спокойные голоса, на другие спокойные шумы не нужно думать что малыш ничего не слышит, он все слышит, просто не реагирует.
Источник: http://razvitie-krohi.ru/razvitie-rebenka-do-goda/kogda-novorozhdennyiy-nachinaet-slyishat.html
Когда ребенок начинает слышать и как проверить слух у новорожденного? — KidsPower — Дети, цветы жизни!
Одним из признаков здорового слуха является постоянное постепенное развитие речевых навыков: ребенок начинает издавать звуки с определенным настроением, в котором он пребывает, а затем формировать простые слоги.
Если этого не происходит – стоит обратиться к врачу.
Вопрос о том, слышат ли новорожденные – сложный и не имеющий одного ответа. Поскольку слуховой аппарат полностью сформирован уже к пятому месяцу беременности, разумеется, ребенок физиологически уже может слышать до появления на свет.
Новорожденный ребенок может спать даже в сильном шуме, и это нисколько ему не мешает. Но родители при этом задаются вопросом, а слышит ли вообще ребенок. В данной статье рассмотрим особенности слуха новорожденных, а также методики его определения в домашних условиях.
Возможно, вы удивитесь, но слышать малыши начинают еще в утробе матери. Органы слуха формируются рано — еще на 5 неделе беременности образуются зачатки будущих ушек, а, точнее, внутреннего уха. В 7 недель формируется среднее ухо, а затем и ушная раковина. Твердыми ушные раковины у плода становятся лишь незадолго до рождения.
Важное для обретения возможности слышать внутреннее ухо завершает свое формирование на сроке около 19 недель. А ушная раковина и после рождения продолжает оставаться довольно мягкой, слуховой проход узкий, и это исправится самостоятельно лишь к первому году жизни.
Первые звуки в мамином животе дети начинают улавливать после 14 недель. Но пока эти звуки больше напоминают слух пресмыкающегося — плод улавливает вибрации, которые сопровождают звуковые волны.
По мере завершения формирования внутреннего уха и отвердевания лабиринта появляется способность слышать лучше.
Это происходит после 20 недели, к 26 неделе беременности малыш в животе слышит почти как мы, но с поправкой на то, что находится он все-таки в водной среде.
Он слышит, как стучит мамино сердце и течет по сосудам кровь, как работает ее кишечник. Он слышит ее голос и быстро привыкает к нему.
Звуки извне начинают интересовать малыша лишь в последние недели беременности. Ребенок слышит музыку, которая звучит у мамы в наушниках, но только в том случае, если наушники надеть прямо на живот.
Если они на ушах у мамы, слышать звуки ребенок никак не может.
Конечно, при условии, что в процессе закладки и развития органов слуха во внутриутробном периоде развития не возникло ошибок и проблем, которые могли отразиться на состоянии слуха.
В первые дни жизни (обычно после вторых суток) в родильном доме всем новорожденным проводят особое исследование — проверку слуховых способностей или аудиоскрининг. Специальным аппаратом фиксируют ответ волосковых клеток на звуковые раздражители. Во второй раз обследование в рамках скрининга рекомендуется проводить в возрасте 1 месяца, 3 месяцев, в полгода.
А пока большая часть случаев незначительной сенсоневральной тугоухости и односторонней тугоухости или глухоты (если не слышит одно ушко) выявляются значительно позднее. То есть ребенок, который успешно прошел аудиоскрининг, вполне может оказаться слабослышащим.
В роддоме используют способ задержанной отоакустической эмиссии. Портативный прибор с маленьким тонким гибким зондом называется аудиометром. Одна часть зонда помещается в ушко младенца. Прибор направляет в ушко по зонду звуки.
Волосковые клетки во внутреннем ухе улавливают их и усиливают, если ребенок слышит. Если нет, то волосковые клетки сигнала не принимают, импульса нет. Для получения более точных результатов считается оптимальным, если грудничок накормлен и спит.
В выписке из роддома, если приглядеться, можно найти такие обозначения: D (+) =S (+). Это означает, что и на правое, и левое ушко ребенок скрининг прошел успешно. Он слышит.
Если вместо плюсов стоит минус, скрининг показал отсутствие реакции волосковых клеток, а потому ребенку обязательно будет назначено дополнительное обследование.
Свои нюансы есть у скрининга недоношенных детей. Им акустическое обследование проводится не на вторые сутки, учитывая незрелость всех органов и систем, в том числе и органов слуха, а на любой день после 2-4 недель жизни.
В группе риска по возможным патологиям находятся дети, родившиеся у глухих или слабослышащих родителей, а также дети, которые родились от беременности, в ходе которой женщина переболела инфекционными вирусными заболеваниями, особенно если это случилось на ранних сроках.
Все родители новорожденных, так или иначе, пытаются самостоятельно понять, как видит и слышит малыш. В домашних условиях поможет такой метод, как наблюдение за реакцией ребенка на звуки.
Поведенческий метод лишь приблизительный, неточный, ведь в случае обнаружения некоторых отклонений он не может показать, насколько значительна потеря слуха, чем она вызвана.
Но от домашней проверки такое и не требуется.
Проверить слух самостоятельно родители могут для того, чтобы обратиться к врачу в случае получения сомнительных или неудовлетворительных результатов. Не нужно ждать, когда чадо подрастет.
Для нормального психического развития и развития речи важно слышать, а потому коррекция слуха возможна и в грудном возрасте: детям устанавливают слуховые аппараты (ушные корректоры), проводят операции по восстановлению ушной раковины, если есть пороки наружного уха.
Если ребенку уже есть месяц, можно попробовать применить поведенческий метод. Он основан на определенных реакциях малыша на звуки. Важно, чтобы ребенок был в состоянии покоя, сухой и сытый.
Сначала производите разные звуки со стороны правого ушка, а потом — со стороны левого. Начните с хлопков в ладоши с расстояния около полуметра.
Потом проверьте, как ваш малыш воспринимает более тихие звуки, например, звук погремушки (игрушку выбирайте с изначально негромким звучанием). Высокие частоты можно проверить при помощи манной крупы, которую мама может насыпать в пустую металлическую баночку.
Потрясите такой банкой недалеко от ушка — высокочастотный звук крупы грудничок может уловить только с близкого расстояния.
Как понять, что ребенок воспринимает тот или иной звук:
Домашние тесты на проверку слуха никогда не проводят детям, которые болеют, у которых колики или режется зуб, если малыш голоден или не выспался. Любой дискомфорт, который чувствует малютка, повышает вероятность неправильной поведенческий реакции на звуки.
Методика проверки слуха, основанная на воспроизведении разных звуков по частоте, называется методом Калмыковой. Для такой проверки вам понадобятся три пластиковых емкости, которые на треть предлагается заполнить манной крупой, гречневой, и горохом. Это и будут высокие, средние и низкие частоты.
Для проверки в помощники придется привлечь папу или бабушку. Пока один отвлекает внимание ребенка яркой игрушкой, необычным предметом, второй в полуметре от правого, а потом от левого уха трясет банкой. Начинают с манной крупы (то есть с высокочастотных звуков), потом берут гречку, и в последнюю очередь — горох.
Между сменой банок делают перерыв на пару минут.
Тест считается пройденным успешно, если ребенок, пусть и не отвлекаясь от игрушки, реагирует (даже кратковременно) на звук круп в банках. Он может на секунду замереть, повернуть головку и посмотреть на банку, начать искать глазами источник звука, изменить выражение лица. Если реакции нет вообще, следует показать ребенка ЛОРу и сурдологу.
Проблемы со слухом у новорожденных и грудных детей могут быть различными. Причина отсутствия слуха в тяжелом случае кроется в аномалиях слухового нерва или слухового центра головного мозга, а может быть и следствием механического повреждения — мама чистила ребенку ушки ушными палочками и повредила перепонку.
Во втором случае порой бывает вполне достаточно прочистить слуховые ходы, покапать капли, и все проходит. Но чаще в случае с тугоухостью медикаменты малоэффективны, особенно если тугоухость врожденная.
Прогнозы, увы, неутешительные. Вылечить заболевание нельзя, но можно существенно повысить качество жизни ребенка, дать ему шанс нормально развиваться, научиться говорить, адаптироваться в обществе.
В этом помогут сурдологи и слухопротезисты.
Дать ребенку возможность слышать могут правильно подобранные слуховые аппараты, операция кохлеарной имплантации. Отзывы о таких методах хорошие, ведь они дают слабослышащим детям реальные шансы на нормальную и полноценную жизнь.
О ранней диагностике нарушений слуха рассказывает специалист в видео ниже.
медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей
Когда начинает слышать новорожденный ребенок?
Я, Лена Жабинская, рада приветствовать Вас на своем блоге! Многие молодые родители сталкиваются с ситуацией, когда привезенный из роддома малыш практически не реагирует на окружающие его звуки. Он не плачет, не поворачивает на них головы и, кажется, будто совсем их не замечает. Что это: патология или норма?
Оказывается, ответить на этот вопрос без труда может современная педиатрия. Причем не просто ответить, но также объяснить, когда начинает слышать новорожденный ребенок, почему и как. Ввиду особой значимости и увлекательности темы, сегодня мы об этом и поговорим.
Что нужно знать про слух?
Источник: https://KidsPower.ru/kogda-rebenok-nachinaet-slyshat-i-kak-proverit-sluh-u-novorozhdennogo/
Когда недоношенный ребенок начинает слышать?
На вынашивание ребенка женщине требуется 40 недель. За это время происходит формирование всех органов и систем. В случаях, когда малыш появляется на свет раньше срока, некоторые функции могут быть нарушены. Тяжесть нарушений зависит от того, на сколько раньше положенного времени родился ребенок.
Когда начинает слышать после рождения?
При проведении исследований специалисты установили, что ребенок слышит звуки еще до появления на свет, находясь в утробе матери. И уже с первой минуты после рождения он воспринимает их, однако реагирует только на резкие, сильно выраженные.
Особенности развития слуха
Органы слуха начинают формироваться на 3-й неделе беременности, а их развитие продолжается на протяжении всего периода вынашивания плода.
В норме слух развивается следующим образом:
К концу 1-го месяца | Происходит выработка условных рефлексов на звуковые раздражители. Это подтверждено опытным путем: при подкреплении звука колокольчика едой, через некоторое время в ответ на раздражитель у малыша наблюдается активизация сосательного рефлекса. |
В 2-3 месяца | Происходит дифференциация разнородных звуков. В ответ на источник звука ребенок поворачивает голову, пытается найти его глазами. Если этого не происходит, необходимо обратиться к специалисту. Появляется слуховое сосредоточение. Даже если малыш капризничает, но неожиданно услышит продолжительный звук (игрушка, колокольчик), то он прислушается: замрет, перестанет плакать, прекратит движения. |
В 3-4 месяца | У ребенка появляется способность дифференцировать однородные звуки, отличающиеся по высоте тона. |
К году | Малыш способен различать интонации, элементы речи. |
На протяжении 2-3 лет | Продолжается развитие слуховой функции, формируется речевой слух – т.е. способность различать звуковой состав речи. |
Максимальная чувствительность слуховой системы отмечается в период 15-20 лет, после чего слух начинает снижаться.
Как проверить?
Снижение слуха у недоношенных детей в будущем приведет к нарушениям речи.
Речевое развитие двойни, как и других детей, базируется на подражании: ребенок слышит звуки, пытается их повторить. Поэтому очень важно выявить проблему и начать решать ее как можно раньше. С детьми, у которых наблюдается нарушение слуха, работают специалисты – сурдопедагоги.
Чем раньше будет проведена диагностика и оказана помощь, тем больше шансов минимизировать негативные последствия того, что ребенок плохо слышит.
Проверка у врача
Аудиоскриннинг является обязательной процедурой, которая проводится сразу после рождения ребенка – еще в роддоме. Возможно проведение обследования, даже если на свет появился глубоко недоношенный ребенок .
Если по какой-то причине отметки о результатах исследования в выписке нет, необходимо обратиться к специалисту в поликлинике. Обследование слуха и у детей, и у взрослых проводит врач-отоларинголог (лор).
Процедура аудиологического скрининга безболезненна. Небольшой прибор (электро-акустический зонд) помещают в наружный слуховой проход малыша. Важно, чтобы ребенок не капризничал, не сосал соску – любые лишние звуки внесут искажение в результат.
При этом нужно учитывать, что результат, который показывает табло прибора – это не диагноз, а предположение.
Если и тест в роддоме, и повторный тест в поликлинике, проведенный лором, показал положительный результат, специалист направит ребенка к сурдологический кабинет или центр слуха, так как необходимо проведение дополнительного, более глубокого обследования.
Дома
Уже в первые несколько недель можно определить, что у ребенка нет нарушений слуха: если малыш вздрагивает от громких звуков, значит он прекрасно их слышит.
Одним из простых вариантов проверить слух у ребенка до года является проведение гороховой пробы. Для нее потребуется 4 небольшие пластиковые баночки.
Одна из них остается пустой, другие на третью часть заполняются соответственно:
- 1 – нелущеным горохом (громкость звука – 70-80 дБ);
- 2 – гречкой-ядрицей (50-60 дБ);
- 3 – манной крупой (30-40 дБ).
Данную экспресс-диагностику следует проводить, когда ребенок хорошо себя чувствует, он сыт и спокоен. Лучше это делать между кормлениями – спустя час после еды или за час до приема пищи.
Потребуется участие еще одного взрослого, которого ребенок хорошо знает. Малыша садят к нему руки, и предупреждают, что помощник не должен двигаться во время подачи звуков.
Сначала берут баночки № 3 и № 4 и, располагая на расстоянии 20-30 см от ушек, трясут, издавая звук. Затем баночки меняют местами: если сначала банка № 3 была возле левого уха, то теперь она перемещается к правому, и наоборот. Манипуляции руками должны выполняться симметрично, с одинаковой интенсивностью.
Необходимо отслеживать реакции ребенка.
На то, что малыш слышит звук, могут указывать следующие признаки: ребенок широко открывает глаза, замирает или, наоборот, начинает активнее двигаться, поворачивает головку в сторону звука, пытается найти его источник.
В случаях, если никаких реакций не наблюдается, необходимо взять следующую баночку — №2, с гречкой. Все операции повторяются, в случае отсутствия результата берут баночку №1 – с горохом.
Важно соблюдать последовать проведения действий – баночки должны предъявляться именно в указанном порядке: от самой тихой и идти по нарастанию. При этом если малыш реагирует на баночку, наполненную манной крупой, то можно пробу не продолжать.
Для более достоверной оценки результатов необходимо обратить внимание на следующие моменты:
- от момента начала звучания и до появления реакции может пройти от 3 до 5 секунд;
- продолжать предъявление можно после того, как завершится реакция на предыдущий звук;
- перед предъявлением нового звука следует уложить голову малыша ровно, на затылок (для тех случаев, когда ребенок повернул голову).
При оценке результатов также необходимо учитывать возраст ребенка:
- дети до 4 месяцев могут не реагировать на звучание баночки с манкой — если при предъявлении остальных звуков реакция присутствует, то это нормально;
- дети старше 4 месяцев в норме реагируют на звуки всех 3 баночек;
- на снижение слуха у ребенка до 4 месяцев будет указывать отсутствие реакции на банки с гречкой и горохом; то же самое касается ситуации, когда ребенок иногда реагирует, а иногда не реагирует на звук;
- при нарушении слуха ребенок старше 4 месяцев не может найти источник звука.
Возможные реакции на звук, которые говорят о том, что ребенок слышит:
- мигание век, зажмуривание, широкое открывание глаз;
- замирание;
- разведение рук и ног в стороны;
- поворот по направлению к звуку;
- сосательные движения;
- изменения частоты дыхания;
- нахмуривание бровей.
На одностороннюю потерю слуха может указывать ситуация, когда ребенок постоянно поворачивает голову в одну сторону, независимо от того, возле какого уха находится наполненная баночка.
Для уточнения информации потребуется проведение аудиологического обследования.
Для детей старше года такая проба не подойдет.
Для диагностики слуха у детей от года до 3-х перед малышом раскладывают игрушки, названия которых он хорошо знает. Все лишнее необходимо убрать, чтобы ничего не отвлекало ребенка.
Инструкция при проведении обследования очень простая:
- Необходимо просить ребенка дать ту или иную игрушку: «Дай мне, пожалуйста, мишку» или «Дай мне, пожалуйста, мяч». Также спрашивают: «Где у мышки хвостик, глазки» и т.д.
- Вопросы сначала задаются с небольшого расстояния (взрослый говорит шепотом, но четко), затем постепенно необходимо отходить. В норме дети различают шепотную речь с расстояния 6 метров.
- Если ребенок затрудняется ответить, то нужно подойти к нему ближе и задать вопрос с обычной громкостью голоса, затем отойти и повторить ту же просьбу, но шепотом.
При использовании этого диагностического способа нельзя забывать, что маленькие дети очень подвижны, их внимание неустойчиво. Если ребенок не справился с задачей, попробуйте провести проверку попозже, в другой день.
Причины проблемы
Одной из причин, по которым может возникнуть тугоухость, является наследственность.
Если и у мамы, и папы есть ген, предрасполагающий к нарушениям слуха, то вероятность рождения неслышащего или слабослышащего ребенка растет. При этом не обязательно, что в семье есть глухие родственники.
Чтобы снизить факторы риска, будущим родителям рекомендуется сдать анализы на генетическую совместимость.
К иным причинам относятся:
- Неблагоприятное течение беременности. Образ жизни матери играет ключевое значение для развития ребенка. Необходимо исключить вредные привычки еще на этапе планирования беременности. Большую опасность представляют инфекционные и вирусные заболевания, перенесенные матерью в период вынашивания беременности. С осторожностью следует относиться к приему лекарственных препаратов: сильнодействующие медикаменты (в т.ч. антибиотики) могут негативно повлиять на развитие органов и систем малыша.
- Патологическое течение родового процесса. Помимо этого негативно на состоянии слуха и других функций сказываются инфицирование малыша, родовые травмы, использование сильных медикаментов.
- Основная причина, по которой слух у недоношенных детей нарушается – незрелость слухового анализатора. В зависимости от того, на каком сроке появился малыш, нарушения могут быть более легкими, или более тяжелыми.
Основные нарушения
Практически ¼ от числа недоношенных детей имеют проблемы слухом разной степени тяжести.
Тугоухость
Может быть сенсоневральной и кондуктивной в зависимости от локализации повреждения:
- При сенсоневральной форме наблюдается повреждение слухового нерва и внутреннего уха.
- При кондуктивной – нарушение нормального анатомического строения органа.
Степень тяжести тугоухости определяется на основании проведенной аудиометрии:
- 1 степень: 26-40 дБ. Ребенок воспринимает разговорную речь с 6 м, а шепотную – с расстояния 1-3 м. Не в состоянии различать речь на фоне постоянного шума.
- 2 степень: 41-55 дБ. Разговорная речь воспринимается с 2-4 м, шепотная – 1 м.
- 3 степень: 56-70 дБ. Ребенок понимает разговорную речь с расстояния 1-2 м, шепотную речь не различает.
- 4 степень: 71-90 дБ. Ребенок не различает разговорную речь.
- Показатель выше 91дБ определяется как глухота.
Не слышит на одно ухо
Может наблюдаться ситуация, когда нет слуха на одно ухо. Полная потеря слуха в таких случаях определяется как односторонняя глухота.
Снижение слуха на одно уха практически не сказывается на полноценной жизни ребенка.
Важно научить ребенка правильно общаться – не бояться переспросить, если он что-то не услышал.
Вам будет интересно узнать
Почему рождаются сиамские близнецы и как они выглядят?
Основные причины рождения недоношенных детей вы найдете здесь.
Как долго у недоношенных детей лечится пневмония? Прогнозы — в этой статье.
Лечение и прогнозы
Прогноз зависит от степени снижения слуха. Важно начать коррекционные мероприятия сразу после постановки диагноза.
В перечень реабилитационных мероприятий включают:
- медикаментозное лечение;
- методы физиотерапии;
- физические упражнения для ежедневного выполнения;
- коррекционные мероприятия по развитию слуха и речи;
- психологическую реабилитацию;
- социальную реабилитацию, направленную на развитие коммуникативных возможностей.
При нарушениях слуха должен быть реализован комплексный подход в лечении. Это означает, что с ребенком работает большое количество специалистов. Это лор, логопед, сурдолог, дефектолог, психолог, невропатолог.
При необходимости врач может назначить:
- установку слухового аппарата;
- стимуляцию слухового восприятия с использованием акустической аппаратуры;
- хирургическое вмешательство (установка кохлеарного импланта).
Профилактика заболеваний
Самое главное, что может сделать мама, чтобы уберечь малыша от отклонений в развитии – вести здоровый образ жизни.
Не стоит подвергать себя чрезмерной нагрузке, чтобы не спровоцировать преждевременные роды. Если врачи говорят о необходимости соблюдения спокойного режима, значит необходимо сделать паузу в работе и отдохнуть.
После рождения ребенка нужно внимательно следить за всеми его реакциями и при возникновении малейших подозрениях обращаться за консультацией к лору. Не забывайте, что если информация, предоставленная одним врачом, кажется вам неполной, вы всегда можете обратиться к другому специалисту.
Источник: https://doublemama.ru/biblioteka-mamy/nedonoshennye-deti/sluh/
Когда новорожденный начинает слышать после рождения
Слух у новорожденного начинает формироваться еще в животике у мамы. После рождения проходит определенное время, в течение которого слуховой аппарат малыша адаптируется к новой среде. После четвертой недели жизни ребенок может отчетливо различать окружающие его звуки.
Формирование слухового аппарата
Последние исследования доказали, что малыш способен слышать окружающие звуки еще в животике у мамы. Ребенок слышит мамин голос, он чувствует ее настроение, ласковая интонация успокаивает его.
Многие мамы отмечали: если они находились в помещении с громкой музыкой или вокруг были другие резкие неприятные шумы — малыш в животике начинал активно пинаться.
Если они уходили в более спокойное место — малыш успокаивался и затихал.
Можно часто встретить советы психологов о том, что нужно ласково разговаривать с будущим малышом, поглаживая животик. Считается, что особенно хорошо дети слышат низкие частоты, поэтому папин голос детки воспринимают особенно четко.
На основании последних исследований предполагают, что слух у ребенка формируется к 20 неделе беременности. Поэтому с пятого месяца будущим родителям советуют начинать общаться с ребеночком. Есть зафиксированные наблюдения о том, что новорожденные малыши активно реагировали на песни и стишки, которые мамы пели и читали им, пока они были еще в животике.
Как слышат новорожденные до месяца
Первые несколько дней после рождения ребенок слышит очень плохо. Это своеобразная защитная реакция. Рождение — стресс для ребенка, это переход из одного мира в совершенно другой. Снижение слуха в период новорожденности защищает ребенка от лишних страхов и перегрузки информацией.
Новорожденные различают речь по таким признакам:
- По интонации — ласковое обращение, мягкая, доброжелательная речь успокаивает малыша. Грубая резкая речь пугает.
- По скорости речи — если с новорожденным начинают разговаривать быстрее, он отвечает повышенной активностью. А спокойная, размеренная речь его успокаивает.
- Одни звуки малышу нравятся, а другие — нет. Если ребенка увлечь погремушкой, он сосредоточится на ней и не будет реагировать на другие звуки вокруг.
Малыши до месяца практически не реагируют на приглушенные звуки, шепот. На резкие, громкие звуки или грубую громкую речь ребятишки реагируют телесной реакцией: вздрагивают, могут испугаться и заплакать. Примерный срок, до скольких месяцев новорожденные не слышат шепот и приглушенную речь, — около полумесяца после рождения. К месяцу жизни слух малыша развит достаточно хорошо.
Реакция новорожденного на звуки
Малыши очень чувствительны к окружению. Пока они адаптируются к новым условиям жизни, они еще не могут адекватно реагировать на внешние раздражители. Ребенок слышит звук, но не понимает, что он означает для него. Даже негромкий звук, если он неожиданный, внезапный, способен испугать малыша.
Судорожные вздрагивания, плач, резкие движения ручками и ножками — это нормальная реакция ребенка на громкие звуки.
Этапы развития реакций новорожденного на звуки
Развитие слуховой системы новорожденного активизируют окружающие его звуки. Очень полезно болтать с малышом, проговаривать все, что придет в голову. Ласковый мамин голос помогает формироваться слуховому аппарату быстрее.
Основные этапы развития реакций новорожденного на звук:
- К 9-10 дню малыш вздрагивает и моргает от внезапного резкого звука, активно дергает ручками и ножками.
- К 18-20 дню жизни новорожденный замирает, прислушивается к звукам, пытается найти источник звука глазами. Ласково разговаривайте с малышом, пойте ему песенки. Не нужно создавать полную тишину в доме: тогда малыш будет спокойно засыпать и не реагировать на шум от соседей или звуки за окошком.
- К месяцу жизни малыш хорошо сосредотачивается на звуках. Он начинает различать не только громкие, высокие звуки, но и тихие, низкие.
Если в первый месяц жизни ребенок спокойно засыпает при включенном телевизоре, не просыпается от шума соседей, громкой музыки, это не означает, что у него проблемы со слухом.
Просто природа позаботилась о том, чтобы в период новорожденности малыши были не очень восприимчивы к внешнему окружению.
Самая главная их задача после рождения — хорошо кушать и крепко спать, это помогает быстрой адаптации малышей к новому миру.
В каких случаях нужно насторожиться
Диагностику слуха ребенку проводят в роддоме аудиометром через несколько дней после рождения. Если по какой-то причине этого не сделали, педиатр направляет ребенка на диагностику чуть позже.
Слух малыша формируется и развивается постепенно. По каким признакам судят, что есть проблемы со слуховым аппаратом:
- если к 2-3 неделям ребенок не реагирует на шум, громкие звуки;
- если малыш к двум месяцам не поворачивает голову на звук, пытаясь найти его глазами;
- если малыш в возрасте трех месяцев не реагирует на мамин голос, не успокаивается, когда она с ним разговаривает;
- если к четырем месяцам ребенок не реагирует на голоса и на новые звуки (например, звук новой погремушки);
- если кроха к четырем месяцам не пытается издавать звуков, подражать интонациям близких.
При любом из этих отклонений нужно обратиться за консультацией к врачу-отоларингологу (ЛОРу).
Как самостоятельно проверить слух ребенка
Можно самостоятельно проверить, есть ли у ребенка проблемы со слухом. Врачи-отоларингологи указывают срок, до какого возраста новорожденные не слышат так же хорошо, как взрослые: это возраст до месяца.
Начиная со второй недели, можно провести такую проверку слуха ребенка:
- Взять незнакомую малышу погремушку и пошуметь ею, стоя позади малыша, чтобы он не видел источник звука. Наблюдайте за реакцией малыша.
- Когда малыш спит, сказать что-нибудь негромко (чуть кашлянуть). Малыш может отреагировать мимикой или вздохом во сне.
- Врачи используют такой метод: громко хлопают в ладоши. Если ребенок моргнул, вздрогнул, — это нормальная реакция.
- Развитие речи тесно связано с развитием слуха. С двухмесячного возраста ребенок издает первые певучие звуки. Если этого не происходит, это тревожный сигнал.
Как помочь развитию зрения и слуха новорожденного, советы
Природой заложено, что зрение и слух у новорожденных до месяца развиты слабо. Это предохраняет ребенка от перегрузки визуальной и звуковой информацией. Убирает излишнюю стимуляцию и раздражители.
В привычном для взрослого человека понимании зрение и слух только что родившегося малыша практически отсутствуют. Но с каждым днем они развиваются, совершенствуются, и к месяцу они уже вполне развиты.
Простые, работающие советы от педиатров для развития слуха новорожденного:
- Почаще разговаривайте с малышом. Говорите с ним ласковым, спокойным голосом. Пойте песенки, колыбельные.
- Можно включать ненадолго спокойную, классическую музыку (негромко).
- Установите на кроватке малыша музыкальную карусель: крупные яркие игрушки будут способствовать развитию зрения крохи, а новые звуки — стимулировать развитие слуха.
- Не кричите рядом с ребенком, не устраивайте ссор. Это дополнительный ненужный стресс для крохи.
- Не включайте надолго музыку или телевизор в качестве звукового фона — это может утомить ребенка.
- Когда с малышом «сюсюкаются», «агукают», это хоть и выглядит смешно, но очень полезно для ребенка. Смена интонации, голоса тренирует слух малыша, такое ласковое «улюлюканье» он воспринимает очень хорошо.
Тесное общение с ребенком, прикосновения, объятия, ласковые разговоры, нежность и любовь — это самые лучшие помощники для гармоничного развития малыша.
- 229
Источник: https://littleone.com/publication/0-6523-kogda-novorozhdennyy-nachinaet-slyshat