Новорожденный малыш не отличается хорошим зрением, а иногда и вовсе повергает родителей в шок тем, что его глазки косят, не могут сфокусироваться, они затуманены. Вопросы о том, здоров ли ребенок, и видит ли он, являются достаточно распространенными причинами обращений к педиатрам. В этой статье мы расскажем, в чем заключаются особенности зрительной функции у малышей первого года жизни и как определить, видит ли кроха.
Малыш видит окружающий мир совсем не так, как взрослые. Это легко объяснимо в первую очередь физиологическими причинами — глазки ребенка существенно отличаются по своему строению от глаз взрослого.
Дети не рождаются с органами зрения, которые полностью адаптированы к этому миру и достаточно сформированы. У всех без исключения крох в 1-й месяц жизни острота зрения крайне низкая.
Все, что является для нас картинкой окружающего мира, для новорожденного — набор пятен разной освещенности и интенсивности. Его глазки находятся в непрерывном процессе формирования.
Глазные яблоки новорожденного значительно меньше в пропорциональном плане, чем глазные яблоки у взрослого, а потому изображение кроха получает не на сетчатку, а в пространство за ней.
Это объясняет, почему все груднички страдают физиологической, совершенно нормальной для них дальнозоркостью. В первые дни малыш не фокусирует взгляд вообще. Видит в основном черно-белые пятна, только очертания и на среднем расстоянии — около 40 сантиметров. Но от отлично различает свет и тьму.
В ответ на яркий источник света может начать моргать, зажмуриваться, пытаться закрыться ручкой, вздрагивает всем телом, на слишком резкий и яркий свет малыш может отреагировать недовольным сердитым плачем. Эти рефлексы называют безусловными зрительными. Их обязательно проверяют еще в родильном доме.
Существует миф, что у новорожденного зрение перевернутое. Это не соответствует действительности. Если нет патологий головного мозга, грубых врожденных дефектов его развития, то видит малыш точно так же, как и все остальные люди. Перевернутое изображение грудничкам не свойственно.
Зато многим вполне здоровым младенцам, которые всего пару месяцев назад появились на свет, свойственны самые разнообразные движения глазами, которые родители порой принимают и за косоглазие, и за нистагм, и за другие признаки плохого зрения.
На самом деле у новорожденных и грудных детей очень слабые глазные мышцы, а потому ничего удивительного в том, что один глаз малыш смотрит на вас, а другой — чуть в сторону, нет.
Это временное явление, которое при нормальном развитии зрительных анализаторов исчезнет самостоятельно в довольно короткие сроки.
В первые три года жизни органы зрения малыша претерпевают огромные кардинальные изменения.
Этот процесс требует трепетного отношения со стороны взрослых, устранения всех негативных факторов, из-за которых зрение может сформироваться с проблемами.
Чтобы действовать правильно, мамам и папам нужно знать о том, какие процессы и на каких этапах развития происходят, это поможет сохранить здоровье ребенка и вовремя заметить отклонения, если они будут.
Глазки у эмбриона начинают формироваться на 8-10 неделе беременности. Важно, чтобы в этот момент мама была здоровой, и никакие негативные факторы не повлияли на правильную закладку органов зрения, зрительного нерва. Патологии, которые возникают в период пребывания в утробе, довольно тяжело поддаются коррекции, если поддаются ей вообще.
В мамином животе малыш различает свет и тьму, демонстрирует безусловные зрительные рефлексы, но яркого света он не видит, привыкая к затемненной и тусклой атмосфере.
После рождения карапузу нужно адаптироваться к новым для себя условиям обитания. Различать что-то еще, кроме света, малыш начинает примерно в 3 недели после рождения.
Именно на этом этапе начинает формироваться предметное и цветовое зрение.
К началу второго месяца самостоятельной жизни малыш уже может очень небольшое время удерживать взгляд на больших ярких и крупных предметах, удаленных от него на расстояние не более 60 см.
К 3 месяцам малыш способен следить за бесшумной игрушкой глазками уже значительно дольше. Причем сама игрушка теперь может перемещаться вправо-влево и вверх-вниз.
Ребенок повторяет аналогичные движения глазными яблоками, поворачивает голову в сторону яркого интересующего его предмета.
К полугоду у детей формируется стереоскопическое зрение. Малыш без проблем фокусируется на предметах, следит за ними глазами, может дотянуться и взять игрушки в руки.
Цветовое восприятие формируется постепенно — сначала малыши начинают различать красный цвет и отдавать предпочтение ему. Потом они видят желтый. Зеленый и синий — постигаются и осознаются в последнюю очередь.
После 6 месяцев карапузы учатся видеть дальние пространства.
Стереоскопическое зрение позволяет им видеть мир объемным, полноценным, а совершенствующиеся возможности тела (он учится сидеть, ползать, ходить) — постепенно стимулируют развития корковой части головного мозга, которая отвечает в том числе и за накопление зрительных образов. Малыш учится оценивать расстояние между предметами, преодолевать его, цветовая гамма во втором полугодии жизни тоже становится более насыщенной.
Врожденная физиологическая дальнозоркость, свойственная всем младенцам, обычно проходит к 3 годам. В течение этого времени у малышей активно растут глазные яблоки, развиваются и совершенствуются глазные мышцы, зрительный нерв. Органы зрения ребенка становятся максимально похожими на взрослые только к 6-7 годам.
Ни на одном возрастном этапе ребенок больше не переживает таких разительных перемен и трансформаций в органах зрения, как в первый год жизни.
Первый осмотр врачом-неонатологом дети проходят еще в роддоме. Он позволяет с большой долей точности установить большинство врожденных патологий органов зрения. К ним относятся ретинопатия новорожденных, врожденная катаракта и глаукома, атрофия зрительного нерва и другие зрительные недуги.
Серьезные врожденные патологии нередко сопровождаются проявлениями таких внешних признаков, как нистагм (подрагивание и подергивание зрачков) и птоз (опущение века).
Однако осмотр в роддоме нельзя считать на 100% достоверным, поскольку многие болезни, в том числе и унаследованные генетически, развиваются только со временем.
Именно поэтому так важно, чтобы грудничков, особенно недоношенных, своевременно осматривал врач-офтальмолог. Первый осмотр всегда приходится на возраст 1 месяца. В этом возрасте доктор ограничивается оценкой зрительных рефлексов, в том числе световым тестом на зрачок, а также общим осмотром глаз — форма и размеры глазных яблок, зрачков, чистота (незамутненность) хрусталика.
Следующая проверка для недоношенных по плану должна быть в 3 месяца, а затем в полгода. Для деток, родившихся в срок, достаточно одной проверки в 6 месяцев.
В полгода врач уже более детально сможет составить представление о зрительной функции малыша.
Он не только визуально с помощью приборов оценит состояние глаз, но и проверит их двигательную активность, фокусировку на предметах, синхронность реакции, аккомодацию и рефракцию.
Родителям полугодовалого ребенка врач уже с большой долей точности сообщит, является ли небольшое косоглазие у их чада функциональным и безобидным или это патологическое изменение, которое нуждается в коррекции.
Если у родителей есть сомнения в том, что ребенок хорошо видит, доктор может попытаться исследовать зрение крохи при помощи специальной таблички.
Одна половина листа в ней покрыта черно-белыми полосками, вторая – белая. Мама закрывает малышу один глаз, а доктор подносит этот листок к лицу.
Если малыш автоматически начинает разглядывать полосатую часть таблицы, то он видит, и оснований для волнений нет.
Такое же исследование доктор-окулист может провести и на следующем плановом осмотре, который нужно проходить в 1 год.
После полутора лет для оценки остроты зрения используется диагностическая таблица Орловой, при выявленных нарушениях степень и выраженность проблемы проверяют при помощи специальных методик и аппаратов. После полутора лет проверять у ребенка зрение рекомендуется 2 раза в год.
Самостоятельно в домашних условиях проверить зрение у новорожденного и грудного ребенка довольно сложно. Однако есть симптомы, на которые родители обязаны обратить внимание и как можно раньше обратиться к врачу, который поможет провести полноценное и подробное обследование в поликлинике:
- Ребенок родился в семье, где у близких родственников есть проблемы со зрением. С большой долей вероятности малыш унаследует патологию, его нужно наблюдать у офтальмолога как можно чаще.
- Ребенок родился недоношенным.
- В 1 месяц малыш не реагирует сужением зрачка, если посветить ему в лицо фонариком.
- После 3 месяцев малыш не фокусируется на ярких больших игрушках, реагирует только на «звучащие» погремушки и пищалки, не замечая игрушки и предметы, которые не издают никаких звуков.
- В возрасте 4 месяцев не следит за игрушкой, которая движется.
- В возрасте 5-7 месяцев малыш не узнает лица родных и не отличает их от лиц посторонних людей, не тянется за игрушками, не пытается их схватить руками.
- Если появились гнойные или иные выделения из органов зрения.
- Если глазные яблоки ребенка имеют разные размеры.
- Если зрачки непроизвольно двигаются вверх-вниз или из стороны в сторону, мелко подрагивая.
- Если малыш ощутимо «косит» одним глазом.
- К году ребенок не обращает внимания на птиц на улице, на другие достаточно удаленные предметы.
Все эти признаки не могут самостоятельно говорить о возможной патологии зрительных анализаторов, но являются весьма убедительным поводом, чтобы посетить окулиста внепланово.
Анатомо-физиологические особенности развития зрения у детей первого года жизни (АФО) подскажут родителям, что и как нужно делать, чтобы посодействовать развитию зрительной функции малыша.
Если кроху привезли из роддома и поселили в затемненную комнату, где мало солнечного света, то все этапы формирования зрения могут пойти с существенным опозданием. Для новорожденных очень важно, чтобы комната была светлой, чтобы рядом с кроваткой не было ярких источников света и зеркал.
Доступ к кроватке должен осуществляться со всех сторон, чтобы малыш привыкал смотреть на людей и предметы как с правой, так и с левой от себя стороны.
В первые дни и даже недели ребенку не требуются никакие игрушки, поскольку он все равно их толком не увидит. Но уже к 3-4 неделе жизни можно прикрепить к кроватке мобиль или подвесить погремушки. Основное требование, которое поможет сохранить здоровье глаз малыша, – расстояние от лица до игрушки. Оно не должно быть менее 40 сантиметров.
Для развития зрительной функции будет даже полезно, если игрушку или мобиль поднять от личика крохи на расстоянии 50-60 сантиметров.
С полутора месяцев ребенку можно показывать черно-белые картинки, состоящие их простых геометрических элементов. Их можно найти в интернете и распечатать на листах формата А 4. Такие нехитрые занятия способствуют развитию зрительного нерва, глазных мышц, ребенок учится воспринимать контрастные изображения.
В первое время лучше использовать игрушки звучащие, к 3 месяцам можно будет перейти на игрушки беззвучные. Первые погремушки не должны содержать слишком много элементов всех цветов радуги.
В центре лучше располагать элементы красного и желтого цвета, а синие и зеленые — отодвигать максимально по сторонам, их малыш научится различать значительно позже.
Размер одного элемента, который глазки младенца способны различить более-менее внятно, не должен превышать 5-6 сантиметров.
Игрушки должны быть безопасными, поскольку начиная с 4-5 месяцев малыш должен брать их в руки, чтобы составить в головном мозге устойчивые связи между тактильными ощущениями и формой и цветом предметов, которые видят глазами.
Как только малыш научится ползать и сидеть, нужно дать ему свободу перемещения. Стереоскопическое зрение будет развиваться более быстро, если карапуз сможет беспрепятственно постигать окружающее его пространство.
При это обязательно нужно предпринять все меры безопасности, чтобы кроха не травмировался.
Прогулки важны не только потому, что ребенок на улице дышит свежим воздухом, но и потому, что солнечный свет очень полезен для формирования и развития глазных яблок и других структур органов зрения.
С первых дней жизни ребенка важно следить за тем, чтобы он не травмировал свои глазки. Ногти новорожденных и грудничков очень острые даже при незначительном отрастании, а потому маме нужно каждый день следить за тем, чтобы они не царапались.
Детям постарше нельзя давать для игры острые и мелкие предметы, которыми они могут повредить органы зрения. Малыша нужно научить не тереть глаза, не трогать их грязными ручками.
Ребенок не должен находиться в задымленном и запыленном помещении, поскольку дым и пыль негативно влияют не только на органы дыхания, но и на органы зрения.
Если глазки загноились, воспалились, ни в коем случае не надо самостоятельно лечить их — закапывать грудное молоко или слюну. Именно с таких действий начинаются серьезные бактериальные осложнения, которые нередко приводят к частичной потере зрения.
Во всех случаях покраснения или отечности глаз нужно незамедлительно показать младенца врачу.
Ребенку до года совершенно нет никакого дела до того, что происходит в телевизоре или в компьютере. А потому давать ему гаджеты или включать мультфильмы нет никакого смысла. Кроме нагрузки на органы зрения, мультики в этом возрасте ничего не принесут.
Осторожнее родителям малышей до года следует играть с ребенком в песочнице и с мыльными пузырями. Именно такие игры чаще всего становятся причиной воспалительных процессов в органах зрения, вызванных механическим раздражением или химическим ожогом.
Нередко воспаления влияют на снижение остроты зрения.
Это видео — незаменимый помощник для развития зрения у грудничков.
Источник: https://o-krohe.ru/novorozhdennyj/zrenie/
Зрение новорожденного: этапы развития до года
Зрение малышей, как и все другие системы организма, начинает формироваться еще внутриутробно и совершенствуется в первые несколько лет. Процесс этот идет в неразделимой взаимосвязи с развитием остальных органов и систем.
Если зрение нарушено, это практически неизбежно приведет к нарушениям и в других сферах. Поэтому родителям так важно знать основные этапы развития зрения у новорожденного ребенка, чтобы вовремя отслеживать возможные нарушения и иметь шансы исправить их в кратчайшие сроки.
Родители должны периодически показывать малыша офтальмологу, а также делать это внепланово, если есть даже малейшие опасения.
Начальная стадия развития зрения
Свет и тьму ребенок начинает различать, еще не родившись, в утробе матери. Сразу после рождения он реагирует на яркий свет, улавливает силуэты лиц вокруг себя. Некоторые считают, что новорожденные детки слепые, но это совсем не так. Просто зрение младенца в этот момент очень слабо развито относительно взрослого по разным причинам.
Во-первых, пока недоразвиты центры головного мозга, ответственные за зрение, во-вторых, еще формируется глазное яблоко и сетчатка глаза. В-третьих, крохе на этом этапе его развития совершенно не нужно видеть далеко, четко, объемно, воспринимать цветные изображения, фокусироваться на них и осмысливать увиденное.
Все это придет позже, с ростом новорожденного и развитием всех его органов и систем.
Сейчас кроха видит в сотни раз хуже взрослого человека, это правда. Но он уже различает силуэты крупных предметов, свет и тень, видит лицо мамы во время кормления (то есть на расстоянии не более 30 см от его глаз). Боковое зрение пока отсутствует. Но далее зрительные функции будут улучшаться с поразительной скоростью.
У новорожденных – в связи с тем, что фокусировать взгляд они пока не могут, – часто можно наблюдать некоторое косоглазие (глазки даже могут расходиться в разные стороны или «съезжаться» к переносице). Если нет других тревожных симптомов (таких как запрокидывание головы, постоянный плач, тремор и т. д.), это считается нормой и вскоре проходит.
От месяца к месяцу
Итак, какие изменения происходят в развитии органов зрения младенца до года? Их можно проследить по месяцам, что дает возможность обращать внимание на определенные тревожные сигналы.
- 1 месяц (период новорожденности).
Кроха может различать близко около себя лицо, улыбку на нем. Его зрачок будет сужаться при раздражении светом (например, если поднести малыша к окну). Еще возможно некоторое косоглазие, но примерно к концу месяца взгляд новорожденного уже фокусируется на крупных не движущихся предметах.
Правда, пока он не различает цветов – только черный и белый, поэтому смысла в ярких игрушках сейчас нет. Цвет зрачков у ребенка сейчас, скорее всего, синий или голубой. Он окончательно изменится примерно в год.
Сейчас для развития малыша (и его зрения в том числе) крайне важно общение с мамой, ее голос, ласковые интонации.
Примерно через 5 недель после рождения младенец начинает следить глазами за медленно движущимся по горизонтали предметом перед ним, пытаясь даже повернуть голову в сторону перемещения. Вертикальные же передвижения он пока не улавливает.
Ребенок начинает видеть предметы более четко, может удерживать взгляд на заинтересовавшем его предмете, бурно реагирует на мамину грудь. Начиная со второго и до шестого месяца кроха постепенно учится различать цвета: сначала красный, потом желтый.
Зеленый и синий он сможет видеть немного позже, поэтому первые погремушки лучше приобретать красно-желтых цветов.
Младенец может видеть немного дальше, чем 30 см перед лицом. Зрение становится лучше. Ребенок может подолгу удерживать взгляд на движущемся предмете, размеры которого могут быть теперь не самыми большими.
Малыш уже узнает лица родных людей, видит 2–3 цвета (возможно, уже различает зеленый). Сейчас весьма полезным может оказаться яркий музыкальный мобиль в кроватке в районе глаз, на расстоянии его вытянутой руки.
Также имеет смысл надевать на кроху одежду с контрастными геометрическими рисунками, чтобы он тренировал остроту зрения.
Развивается координационная пара «зрение-рука». Теперь малыш может дотянуться до заинтересовавшего его предмета. Поэтому если в кроватке сейчас висит мобиль, важно, чтобы он был надежно закреплен. Ребенок узнает знакомые игрушки, улыбается маме, может подолгу изучать ее лицо.
Теперь малыш понимает, что предмет существует, даже когда его спрятали. Он может узнавать знакомые ему игрушки или другие предметы по их частям. Сейчас ребенок может различать довольно много цветов (оттенки пока еще недоступны для восприятия, поэтому игрушки, одежда и все, что окружает кроху в этот период, должно быть чистых цветов — как у радуги).
Малыш может воспринимать предметы трехмерно, понимая их размеры и объем. Соответственно, может идентифицировать простые фигуры. Оттачивает хватательные навыки.
Если нет ничего под рукой – погремушки или другой яркой вещи – подойдет что-то у мамы: волосы, нос, серьги. Сейчас грудничок учится оценивать, достаточно ли длины его ручки, чтобы схватить заинтересовавший его предмет.
А схватив, он может довольно долго трогать, вертеть игрушку в ручке, рассматривать.
После полугодовалого возраста все эти достижения совершенствуются: улучшается резкость зрения, увеличивается расстояние, на котором ребенок может различать предметы. Он все чаще всматривается вдаль, ища там маму или что-то новое для себя.
Ощупывая игрушки, сравнивает свои ощущения с тем, что видит, – формируется целостный образ каждого предмета.
Совершенствуется цветовое восприятие малыша: ближе к году он уже с удовольствием будет рассматривать яркие контрастные узоры или картинки, поэтому в этот период так важно не просто читать книжки крохе, но и показывать ему их иллюстрационную часть: это будет служить тренировкой как зрения, так и внимания, памяти, мышления.
Сравнивая развитие зрения у новорожденных деток и до годовалого возраста, на каждом этапе отмечайте, насколько соответствует прогресс зрения вашего малыша приводимым здесь данным. Конечно, они могут немного отличаться для каждого конкретного случая, но лучше перестраховаться, посетив врача, если есть какие-то подозрения.
Следим за глазками
Для того чтобы специалисты могли оценивать динамику развития зрения, детей нужно показывать окулистам в 1, 3, 6 и 12 месяцев. Ведь одни детки могут немного опережать своих сверстников, а другие, наоборот, несколько отставать от них. Решить, нормально ли идет развитие зрения в том или ином возрасте у конкретного малыша, может только доктор.
Если кроха появился на свет раньше срока, имеет малый вес или его ближайшие родственники страдают глазными заболеваниями, первый визит к офтальмологу должен произойти еще раньше. Возможно, врач в таком случае порекомендует более частые осмотры – пренебрегать этим не следует.
Но не стоит дожидаться планового посещения, если у родителей возникает какое-то подозрение, а также когда заметны следующие признаки:
- зрачки малыша разного диаметра;
- из глазок выделяется гной или наблюдается слезотечение, отечность, покраснение век;
- глазки слишком выпуклые (словно «навыкате»);
- после сна глазки закисшие, их невозможно раскрыть;
- малыш после 3 месяцев продолжает косить глазами;
- наблюдается повышенная светочувствительность;
- зрачки не сужаются (нет реакции на свет);
- после 2 месяцев младенец не следит за движущимся предметом горизонтально, после 4 месяцев – вертикально;
- зрачки крохи постоянно бегают, дергаются, не задерживаются в одной точке;
- после 2 месяцев карапуз не может сфокусировать взгляд на предмете, который находится близко перед ним;
- в глаза крохи попадали посторонние вещества или инородные предметы, произошло травмирование.
Все это свидетельствует либо об отклонениях в развитии, либо о глазных заболеваниях (травмах) и требует своевременного лечения во избежание серьезных проблем со зрением.
Если же все идет как надо, то после года глаза ребенка будут продолжать совершенствоваться и к 6–7 годам его зрение будет практически идеальным.
Советы родителям
Соблюдая следующие несложные правила, можно гарантировать правильное развитие зрения маленького человечка.
- Ежедневно умывайте свое чадо, промывайте глазки кипяченой водичкой.
- Следите, чтобы в рационе было много витаминов: овощей, фруктов. Пока время прикорма не настало, отдавайте предпочтение материнскому молоку.
- Освещение в детской комнате должно быть теплым, а цвета в оформлении ее – нежными и пастельными: много яркого перегружает не только зрение, но и психику. Это же относится и к красочным мультикам по телевизору.
- Игрушки, напротив, выбирайте ярких, сочных цветов. Мобили в кроватке располагайте на расстоянии вытянутой ручки малыша, гирлянды в коляске вешайте не ближе 30 см к глазам. Когда ваш карапуз начнет их хватать – всячески хвалите и поощряйте его.
- Уделяйте больше внимания общему развитию крохи: психомоторному (память, внимание, мышление), физическому, эмоциональному, речевому. Ведь зрение развивается и совершенствуется синхронно с остальными системами организма. Первое, что этому способствует, – активное и частое общение с малышом. Помните: ваше лицо, ваш голос, улыбка – лучшие для него игрушки. Никакая, даже самая привлекательная, магазинная игрушка их не заменит!
- После года важно уделять много внимания чтению детских книжек, рассматриванию ярких картинок в них, разучиванию первых рифмованных потешек. Это развивает память, внимание, образное восприятие (хотя оно только начинает формироваться, а развиваться начнет примерно к 6 годам), а также речь. Соответственно, зрение идет с ними в ногу.
Детское зрение – система очень хрупкая, но при этом очень динамичная. Правильно развить и затем сохранить его – задача каждого родителя. Ведь более 80% всей информации человек получает именно через глаза. Поэтому так важно вовремя обращаться к офтальмологу, если обнаружена какая-либо проблема или у родителей возникли малейшие сомнения: все ли в порядке.
Своевременное обнаружение проблемы – залог ее успешного решения. Детских глазок это касается особенно: большинство нарушений и отклонений можно исправить в раннем возрасте. Пусть же каждый кроха вырастет с полноценным, острым зрением!
Текст
Источник: https://Razvivashka.online/fizicheskoe/zrenie-novorozhdennogo
Когда новорожденный ребенок начинает узнавать маму
Появление на свет нового человека – самое большое чудо. Родители готовы до бесконечности рассматривать каждую чёрточку лица своего малыша, радоваться, если он улыбнулся в ответ.
Но делает ли это младенец осознанно? Как узнать, что происходит в крошечной головке? Когда ребёнок начинает узнавать маму? Многие родители проводят параллель между данной способностью и зрением.
Но ведь возможности познавать мир этим не ограничиваются.
Новорожденный ребенок не сразу узнает свою маму, но очень быстро этому учится.
Содержание
- Не вижу, но слышу
- Как вкусно и приятно
- Мир прекрасен
- Резюме
Не вижу, но слышу
Научно доказано, что, находясь ещё в животе у мам, дети уже имеют достаточно развитую нервную систему. Они могут слышать, но звуки будут несколько приглушены. Голос мамы плод воспринимает во время её беременности. Поэтому рекомендуется разговаривать с маленьким человеком даже до его рождения. Уже на этом этапе устанавливается эмоциональная связь.
Сначала малыш начинает узнавать маму только по голосу.
Во сколько же месяцев он будет выделять родные интонации из мира чужих звуков? Когда ребенок узнает маму по голосу? Зависит от индивидуального развития. Чаще всего — в три месяца. Но могут быть и отклонения от нормы.
Если ребёнок плохо реагирует на звуки, после трёх месяцев не поворачивает головку, когда его зовёт мама – необходимо проконсультироваться с врачом. Возможно, причиной является нарушение слуха.
В первые минуты жизни, когда младенец прикасается к маме, добавляются новые ощущения. Её запах, мягкая кожа, тёплое молоко делают его счастливым. Маленький человек узнаёт маму благодаря тактильному и вкусовому опыту.
До одного месяца он может искать грудь, находясь на руках у бабушки. Потом, когда новорождённый начинает узнавать маму, он уже ни с кем не спутает её запах. Некоторые педиатры говорят, что обоняние у него развивается очень рано.
Малыш начинает ощущать самого близкого человека по запаху уже на третий день жизни.
Можно использовать эту особенность для того, чтобы успокоить его. Подойдёт платок, смоченный в молоке мамы. Его нужно положить на подушку рядом с новорождённым.
Рано развитое обоняние позволяет малышу узнавать свою маму.
Мир прекрасен
Самый важный момент настаёт тогда, когда маленький человек уже следит взглядом за мамой. Ни один родитель не будет сомневаться, что младенец начал узнавать его. Хотя зрение формируется ещё во время беременности, у новорождённого оно имеет ограниченные возможности, которые развиваются постепенно.
Показывая ребёнку предметы, необходимо держать их на расстоянии 25 см, не ближе, прямо перед лицом. В противном случае начинает развиваться косоглазие.
Многих волнует вопрос: «Сколько месяцев должно пройти до начала зрительного узнавания мамы?». Для этого можно сопоставить некоторые данные. Возраст даётся в месяцах.
- Первый – второй. Способность ненадолго сосредотачивать внимание на больших близких предметах. Мир видится в чёрно-белой гамме.
- Третий. Взгляд фокусируется и на ближних, и на дальних объектах. Различаются черты лица у людей, яркие цвета (особенно красный и жёлтый). Окончательно формируется бинокулярное зрение – два глаза видят одновременно.
- Третий – четвёртый. Узнавание родителей по лицам.
- Четвёртый – пятый. Интерес к движущимся предметам. Слежение за ними.
- Пятый – шестой. Способность различать основные цвета и формы, эмоции и настроение окружающих.
- Седьмой – девятый. Выделение признаков предметов по форме, цвету, величине.
- Восьмой – десятый. Узнавание людей, которые часто бывают в доме.
После этого возрастного порога дети чётко проводят границу «свой – чужой». И на улыбку незнакомого дяди могут ответить громким плачем.
Резюме
Теперь очень просто понять, когда младенец может начать узнавать маму. Это, как правило, происходит ближе к четвёртому месяцу. А ещё через недели три – четыре её образ становится целостным.
Улыбаясь, малыш посылает привет не всему миру, а единственному, самому близкому человеку. Делает он это осознанно. Хотя многие женщины уверены, что уже самая первая улыбка новорождённого имеет своего адресата.
Кто знает…
Источник: https://prochado.ru/razvitie/intellect/kogda-rebenok-nachinaet-uznavat-mamu.html
Когда ребенок начинает узнавать маму: периоды формирования навыка, его значение
Механизм узнавания у грудничка с точки зрения развития достаточно сложен. Для его становления необходим некоторый запас опыта, т.е. крохе необходимо время чтобы познакомится с мамой, запомнить её внешность. Кроме того, органы чувств новорожденного ещё не завершили своего развития. И всё же родители с нетерпением ожидают момента, когда ребенок узнаёт маму и папу, радуется их появлению.
Формирование и развитие навыка
Рождение – новый важный этап в жизни младенца запускает функционирование врождённых рефлексов, которые регулируют процессы, необходимые для выживания в новых условиях. При этом чувства ещё не развиты и грудничок не может полноценно воспринимать окружающее пространство, узнавать близких.
Традиционно способность узнать знакомое лицо связана с формированием зрительных процессов, которая у новорожденного наименее развито по сравнению с обонянием, осязанием, слухом.
Месячный малыш не способен различать четкую картинку окружающей среды, однако зрение непрерывно совершенствуется. Находясь в животе мамочки в статусе плода, ребенок различает свет и тьму.
К тому же грудничку знаком голос матери, стук её сердца.
С появлением на свет он не видит чёткой картинки мира: пространство состоит из скопления светлых и тёмных пятен, размытых силуэтов, нечётких предметов и лиц. К концу второй – третьей недели ребенок ощущает нечёткий контур близкого человека на расстоянии 25 сантиметров. Это примерная величина между лицами матери и малыша при кормлении грудью.
Первый месяц даёт возможность крохе чётче различать силуэты, а к концу второго – третьего месяца ребёнок способен определить плоский предмет или объёмный.
При этом младенец также может «распознать» маму, определить самого родного человека из числа других близких людей. Зрение ещё не развито окончательно, однако обоняние позволяет малышу ощутить близость материнского тела, почувствовать запах молочка.
Малышу близко звучание родного голоса, его тембр. Немаловажное значение имеет также и тактильный контакт. Мягкие и нежные поглаживания, их характер и последовательность также откладывается в памяти новорожденного.
Контактирование с мамой ассоциируется с удовлетворённостью, безопасностью, комфортом.
Когда проявляется навык
Совокупность всех перечисленных ощущений запоминается крохой и ассоциируется с образом матери. Часто можно услышать выражение, что младенец с закрытыми глазами почувствует мать.
Данное утверждение лишь отчасти верно, так как ребенок этого возраста воспринимает образ мамочки как совокупность присущих её запахов, голоса, одежды, манеры говорить, особенностей прикосновения и т.д. Т.е.
если женщина воспользуется дезодорантом, духами, несколько изменит свою внешность, прическу или одежду, такие действия могут нарушить целостность материнского образа в сознании ребенка.
Данное несоответствие может неблагоприятно повлиять на состоянии крохи: привести к отказу от груди, частому и длительному беспокойству, ребёнок будет плакать – звать «настоящую» маму. Именно поэтому о осознанном узнавании в этот период говорить рано.
Зрение трёхмесячного младенца продолжает совершенствоваться, становится острее. Ребенок видит существующую действительность, способен сконцентрировать взгляд, начинает распознавать лица.
Четвёртый месяц можно считать периодом, когда ребенок начинает осознанно узнавать маму. При этом искренне демонстрирует оживление: начинает улыбаться, тянет ручки, проявляет активность и готовность «общаться».
К пятому месяцу кроха уже способен улавливать настроение мамочки, вглядываясь в черты лица и запоминая их выражение.
Почему не узнаёт
Сколько времени понадобится на узнавание, зависит от многих факторов. Если уход за малышом осуществляют многочисленные представители семьи: бабушки, дедушки, братья или няни период узнавания мамы изменяется. В случае, когда женщина любит экспериментировать с внешностью, постоянное нарушение образа часто имеют негативные последствия: дети часто тяжело переживают такие изменения.
Особое внимание следует уделить малышам, которые не проявляют интереса к маминой персоне, т.е. отсутствует эмоциональная реакция на её появление.
Если малыш не отзывается на собственное имя, равнодушен к игрушкам, наблюдается пассивность, однообразие или бедность мимических проявлений стоит обратиться к врачу. Такие проявления характерны для психических расстройств, аутизма.
Источник: https://laktacia.ru/rebenok/razvitie/kogda-rebenok-nachinaet-uznavat-mamu.html
Когда ребенок начинает узнавать маму
Содержание
- 1 По запаху
- 2 По голосу
- 3 Видит маму и узнает
- 4 Полезные советы
Здравствуйте, уважаемые молодые мамы. Вы родили своего первенца, пережили кучу эмоций, занимаетесь ребенком и теперь хотите узнать, когда же он начнет вас узнавать. Это, на самом деле не такой уж простой вопрос, как может показаться на первый взгляд. Вначале вам нужно самим определиться с термином «узнавать», что вы под ним подразумеваете.
Узнавать можно по слуху, по голосу, по запаху, на ощупь. Или же вас интересует, когда ребенок посмотрит на вас и скажет «Привет, мама». В данной статье мы попробуем разобраться со всеми этими особенности и дать все-таки ответ на вопрос: «во сколько месяцев ребенок начинает узнавать своих родителей».
Чтобы полностью разобраться с этапами развития ребенка рекомендую также прочитать статьи:
Все они взаимосвязаны между собой и формируют некоторую картину развития ребенка. Ведь, когда малыш будет видеть, различать звуки, произносить слоги, явно он научиться распознавать родных ему людей, улыбаться им, играть.
Вы также должны понимать, что в первый год жизни малыш просто начинает узнавать и привыкать к людям, которые о нем заботятся. Он не знаком с термином «мама» и не может назвать или сопоставить это слово с конкретным человеком.
Для него существует женщина, которая находится постоянно рядом с ним, кормит и играет. То же самое касается и папы.
Это просто мужчина, который не кормит, но все равно постоянно на виду, естественно, ребенок к нему привыкает и начинает узнавать, улыбаться и т.д.
По запаху
Отличительная черта мамы от всех остальных родственников – это запах, мама пахнет едой. Этот запах ребенок ни с чем не спутает поэтому, если он голоден и находится близко к матери, то начинает нервничать, искать грудь, суетиться.
Ведь как только ребенок рождается, его тут же кладут на живот к маме, срабатывает инстинкт, он начинает сосать грудь и этот запах становиться для него родным. Поэтому уже спустя несколько недель после рождения ребенок может с легкостью узнавать мамины вещи, которые пропахли молоком.
В этот период можно другим членам семьи использовать мамину одежду, чтобы успокоить ребенка.
Последнее время в вязи с экологией, несовместимостью материнского молока и организма ребенка, а также отсутствием у матери этого самого молока все чаще детей кормят из бутылочки.
Отсюда можно сделать вывод, что с едой у ребенка уже не будет ассоциироваться конкретный человек, ведь покормить малыша может и папа и бабушка и старшая сестра и т.д.
И одежда мамы не пахнет молоком, так что, для таких детей мы эту гипотезу брать во внимание особо не будем.
По голосу
Функция слуха у детей начинает активно развиваться еще в утробе матери. Они уже слышат, хотя еще не родились. Чаще всего дети слышат материнский голос в этот период.
Однако, это не означает, что после рождения не нужно с ребенком разговаривать, он и так узнает маму, нет.
Чем больше вы разговариваете со своим малышом, тем быстрее он начнет говорить и тем больше привыкнет к вашему голосу.
Хорошо дети начинают оборачиваться на знакомый им голос, начиная с трех месяцев.
Видит маму и узнает
Однако, постепенно, начиная с трех месяцев, мир малыша начинает приобретать краски, он замечает, кто именно находится с ним чаще всего, кто с ним играется, кто ему улыбается. Малыш начинает очень хорошо реагировать на мимику и улыбаться родителям в ответ.
В 4-5 месяцев ребенок при виде знакомого человека может начать гулить, улыбаться, дергать ножками и ручками, при условии, что этот человек радостно ему улыбается и спокойно приговаривает.
В полгода дети уже должны четко различать своих и чужих. Они могут даже сторониться посторонних людей, вести себя скованно, не играться и не улыбаться.
Наш сынок в 6 месяцев был таким же: он с нами постоянно смеялся, игрался, показывал, что он умеет, дергал ножками и т.д.
Как только его приносили к бабушке – становился сразу другим ребенком, грустный взгляд и минимум движений, вел себя настороженно.
Полезные советы
- Почаще улыбайтесь ребенку, и ответит тем же вам.
- Проводите с ним больше времени, и он привыкнет к вам, к вашему лицу, силуэту, походке.
- Разговаривайте с малышом почаще, и он привыкнет к вашему голосу, начнет раньше говорить. Показывайте ему новые предметы, цвета и он лучше познает мир.
Не существует четкой даты, когда малыш осознанно скажет слово «мама» и покажет на вас пальчиком, это все зависит от темперамента ребенка и от того, насколько хорошо вы с ним занимались. Это может произойти в год, а может и в два.
Давайте теперь подытожим все вышесказанное одним предложением. Ребенок начинает узнавать маму по запаху практически с первого месяца, а по звуку и визуально – чуть позже, начиная с третьего. Когда ваш сын или дочка произнесет фразу «Привет, мама» во многом зависит от вас.
Источник: https://zdorovyemalisha.ru/razvitie/kogda-rebenok-nachinaet-uznavat-mamu.html
Когда ребенок начинает видеть маму — Мама
Последнее обновление статьи: 25.03.2018 г.
Наивно полагать, что сразу после рождения ребёнок будет слышать и видеть так же, как взрослый человек. Процессы развития, заложенные природой, никто не отменял и отменить не может. Существует множество научных фактов, описывающих этапы внеутробной жизни, когда новорождённый начинает видеть и слышать.
Однако стоит помнить, что каждый младенец уникален, поэтому определяют временные промежутки, в которые входят те или иные зрительные либо слуховые реакции, помогающие организму выйти на новый уровень ориентации в окружающем пространстве.
Как видит и что может слышать новорождённый?
В нашем организме, полностью адаптированному к привычному миру, всё проходит слаженно. Поэтому видим мы не так, как видят новорождённые. Строение глаза сходно со строением коры головного мозга, да и развитие их идёт практически одновременно.
При рождении у малыша существует ряд безусловных рефлексов, включая реакцию зрачков на свет, как прямую, так и содружественную, а также множество защитных реакций и даже генерализованный ответ на яркое освещение.
Многих интересует, видят ли новорождённые людей, их лица, предметы. Острота зрения детей настолько низка, что они могут определить только силуэт, а реагировать на движения объекта осознанно начинают только в возрасте 1 месяца.
Однако по отношению к остальным органам чувств, работа которых проявляется ещё внутриутробно, структуры глаза включаются в работу очень активно. Это особо заметно уже к 3 месяцам, когда ребёнок начинает видеть и узнавать приход мамы или других близких людей, проводящих с ним время бодрствования.
Проведённые исследования показали, что ночники с регулируемым мягким светом в комнате, где спит грудничок, позволяют не только проводить профилактику возникновения синдрома внезапной смерти младенца, но и стимулируют развитие зрительной системы, это объясняется опосредованным влиянием на чувствительные фоторецепторы.
Со слухом всё проходит немного по-другому, так как ребёнок слышит с 16-й недели беременности. Стоит учитывать, что, когда малыш рождается, один привычно приглушённый мамин голос исчезает, и на его место приходят много звуков, тонов и полутонов.
Стоит напомнить, что мозг не может ещё пока переносить столь высокую нагрузку, поэтому единственно верным становится решение поспать, чтобы, грубо говоря, «перезагрузить систему».
Ухо взрослого не способно воспринимать абсолютно все звуки, которые могут услышать новорождённые дети. Причина кроется не только в том, что с возрастом острота слуха снижается. Просто мозг глушит фоновые шумы для более чёткого звучания человеческой речи.
Во сколько месяцев младенцы начинают видеть и слышать?
В первый месяц появляются и включаются механизмы световой адаптации. Уже к концу этого срока ребёнок может в течение минуты и больше наблюдать за источником света. В 2 — 3 месяца дети начинают радоваться приходу мамы, когда видят её очертания, слышат голос. С конца 3-го и до начала 6-го месяца ребёнок может узнавать всех окружающих его своим вниманием людей.
Ещё одна полезная статья, рассказывающая о том, когда ребёнок начинает слышать, видеть и ощущать запахи. Автор, врач-неонатолог, описывает также способы проверки слуха у новорождённого и факторы, которые способствуют тугоухости.
Учёными было доказано, что дети начинают различать цвета уже с 3 месяцев. Красный цвет является первым, который малыши осознанно выделяют среди остальных.
Именно поэтому в детских игрушках рекомендовано использовать все оттенки этого цвета.
К концу второго месяца жизни ребёнок активно ориентируется в ближнем пространстве. В возрасте 4 месяцев возникает хватательный рефлекс, но грудничок очень часто промахивается, так как расстояние до предмета определяет неверно. И только после 6 месяцев, когда малыш начинает ползать и делает первые попытки ходить, он начинает различать, насколько далеко или близко расположен предмет.
Окончательно пространственное размещение предметов формируется только к 7 годам, когда ученик или воспитанник детского сада сможет хорошо понять и проанализировать полученную глазами информацию.
Бинокулярное или, как говорят, «пространственное» зрение оценивают у ребёнка только к 10 годам. Тогда он начинает видеть и точно может определить глубину пространства — некую картинку, полученную благодаря правильному слиянию изображений двух глаз.
В сравнении со зрением адаптация слуха проходит более медленно. Однако в течение первого месяца младенец реагирует на громкий шум, а в конце второго месяца определяет мамин голос. К полугоду реагирует на своё имя, проявляет любопытство по отношению к источнику шума. Развитие речи и появление новых звуков и слов у детей старше 5 — 6 месяцев является наиболее информативной оценкой слуха.
Как определить нарушение слуха или зрения у новорождённого?
Оценка реакций на свет, шорох, шелестение, движение объекта или луча света – это основные способы проверки зрения и слуха в первые дни жизни. Но так можно выявить лишь тяжёлую врождённую патологию.
Для выявления нарушений остроты зрения, слуха и цветоощущения ребёнок должен начать не только говорить, но и мыслить. А для этого нужно время.
Родители должны сразу обратиться к офтальмологу или ЛОР-врачу за помощью и советом, если:
- по окончании первого месяца не появляется кратковременная заинтересованность в движении крупного объекта, малыш не реагирует на слишком яркий источник света или громкий шум;
- к 4 месяцам ребёнок не узнаёт человека, который обеспечивает уход за ним, а также не начинает повторять отдельные звуки, реагировать на шум;
- к 4 — 5 месяцам не пытается потянуться за игрушкой, а, держа её в руках, не пытается рассмотреть, не гулит, не лепечет;
- к 7 месяцам малыш не сказал первого слога, не хочет играть игрушкой, не показал заинтересованности в окружающем мире;
- в 1 год у ребёнка нет даже очень маленького словарного запаса, он не пытается сориентироваться в пространстве, не интересуется источником шума или света, не играет с игрушками.
Мама при уходе за ребёнком может заметить видимый дефект (горизонтальные или вертикальные движения глаз, косоглазие), который может становиться более выраженным. В этом случае необходимо как можно быстрее обратиться за консультацией к офтальмологу.
- Оценка статьи:
Источник: https://travailon.ru/kogda-rebenok-nachinaet-videt-mamu.html