Двигательная активность малыша — это один из основных факторов, по которым принято судить о состоянии его здоровья. Но встречаются случаи, когда родители младенца слышат от невропатолога диагноз «синдром двигательных нарушений».
Что это? Какими симптомами сопровождается заболевание? Можно ли избавиться от него? Существуют ли способы, которые помогут избежать появления подобной неприятности? В статье будут рассмотрены ответы на эти и некоторые другие вопросы.
Что такое синдром двигательных нарушений новорожденного?
Синдром двигательных нарушений разделяют на несколько основных типов:
- Мышечный гипертонус.
- Мышечная гипотония.
- Мозжечковый синдром.
- Детский церебральный паралич.
- Мозжечковая дизартрия.
- Симметричный шейный тонический рефлекс.
- Тонический лабиринтный рефлекс.
Каждый из типов заболевания имеет свои особенности. Поговорим об этом позднее при рассмотрении симптоматики синдрома двигательных нарушений.
Причины возникновения заболевания
Синдром двигательных нарушений у грудничка может возникнуть в результате воздействия некоторых факторов.
Во-первых, причиной заболевания может стать гипоксия. Это явление сопровождается нарушением кровоснабжения головного мозга, что приводит к его поражению.
Во-вторых, синдром двигательных нарушений может возникнуть в результате перенесённой внутриутробной инфекции.
В-третьих, частой причиной заболевания выступают полученные родовые травмы в результате слишком большой массы плода, тазовом предлежании, неправильном вставлении головки и так далее. Во всех этих случаях может быть поражён спинной мозг новорожденного.
Четвёртая и последняя причина заключается в неправильном формировании опорно-двигательного аппарата.
Симптомы гипертонуса
Синдром двигательных нарушений у новорожденного, проявляющийся в виде гипертонуса, может сопровождаться следующими симптомами:
- тело малыша в лежачем положении сгибается в виде дуги;
- грудничок научился держать головку, не достигнув даже месячного возраста;
- к трёхмесячному возрасту ребёнок не научился раскрывать кисть для того, чтобы взять игрушку или другой предмет, он прижимает к туловищу сжатые кулачки;
- голова крохи всегда повёрнута в одну сторону;
- если поставить малыша на ножки, он встанет не на полную стопу, а на одни носочки;
- ребёнок умеет переворачиваться только через один бок;
- в годовалом возрасте пользуется не обеими руками, а отдает предпочтение какой-то одной.
Симптомы гипотонуса
В отличие от предыдущего варианта, гипотонус характеризуется сниженным поступлением импульсов от ЦНС в мышечные ткани, в результате чего уменьшается и их напряжение.
Синдром двигательных нарушений этого типа сопровождается такими признаками:
- вялость младенца, он совершает совсем мало движений ножками и ручками;
- малыш не может удерживать игрушку в руке;
- крик ребёнка очень слабый;
- младенец не умеет удерживать головку в вертикальном положении на протяжении длительного периода времени и постоянно запрокидывает её назад;
- малыш не начинает в положенное время ползать, сидеть и вставать;
- ребёнок начинает улыбаться гораздо позже положенного срока;
- дети с гипотонусом очень плохо держат равновесие во время сидения: даже в 6-7 месяцев их шатает со стороны в сторону.
Этот вид заболевания очень плохо сказывается на позвоночнике и осанке, возникает высокий риск вывихов суставов. Тяжёлые формы мышечной гипотонии могут затруднить даже такие важные процессы, как сосание груди, жевание и глотание пищи. Кроме того, дети с этим видом заболевания длительное время не проявляют речевые навыки.
Общие симптомы заболевания
Чем ещё может сопровождаться синдром двигательных нарушений? Симптомы, по которым можно судить о заболевании, бывают ещё и следующие:
- Ребёнок не может принимать патологические позы. Ему очень сложно сгибать и разгибать верхние конечности. Кроме этого, он не может загибать пальчики.
- Ещё один признак — монотонность крика и плача малыша.
- Значительное запоздание слуховых и зрительных реакций.
- Малыш отстаёт в физическом развитии, ему сложнее научиться переворачиваться, садиться, держать равновесие и так далее.
Диагностика заболевания
Даже при наличии явных признаков проблемы не стоит устанавливать диагноз самостоятельно и уж тем более заниматься самолечением. Необходимо обратиться к неврологу, который проведёт полное обследование и по его итогам сможет определить наличие заболевания и его тип.
Во время диагностики в первую очередь учитывается перинатальный анамнез. Доктору необходимо знать, были ли у ребёнка перенесённые инфекции, токсико-метаболические нарушения либо признаки гипоксии. Отдельное внимание обращается на оценку состояния новорожденного малыша по шкале Апгар.
Если на обследовании находится грудничок, у которого ещё не зарос родничок, ему назначается допплер-исследование мозгового кровотока и нейросонография. В особо тяжёлых случаях может понадобиться КТ или МРТ головного мозга.
Дополнительно проводится сверка навыков ребёнка с нормами развития в его возрасте. Неврологи и педиатры в данном случае пользуются специальными таблицами.
Синдром двигательных нарушений у детей: лечение заболевания
Не стоит отчаиваться, если ребёнку был поставлен такой страшный, на первый взгляд, диагноз. На сегодняшний день разработано немало эффективных способов, которые помогут избавиться от такой проблемы, как синдром двигательных нарушений. Лечение может включать в себя проведение массажа, рефлексотерапии, остеопатии, лечебной физкультуры. Вкратце рассмотрим каждый из этих методов.
Начнём с лечебной физкультуры и массажа. Для их проведения обычно необходимо применение специальных мазей. Каких именно — подскажет специалист перед выполнением процедур.
Особое внимание в данном случае обычно уделяется нижним конечностям.
Существует ещё два небольших, но важных нюанса: перед началом массажа и физкультуры нужно укутать ножки малыша одеждой из шерсти, а по окончании — сделать ванночки с отварным овсом либо сапожки из парафина.
Для того чтобы определить комплекс необходимых упражнений, врач ориентируется в первую очередь на то, где именно наблюдаются нарушения: в сидении, ползанье, ходьбе и так далее.
Дети, возраст которых менее одного года, должны пройти не менее четырёх курсов лечебного массажа и физкультуры. При этом один курс включает в себя порядка 20 сеансов, которые состоят из чётко установленного комплекса упражнений.
Родителям необходимо запомнить, что не стоит расслабляться в перерывах между сеансами у специалиста. В этот период они должны самостоятельно делать массаж крохе.
Далее рассмотрим, что такое остеопатия. Процедура является альтернативой официальной медицине. Положительный эффект в этом случае достигается путем воздействия на нужные точки тела и массажа внутренних органов.
Рефлексотерапия применяется в тех случаях, когда синдром двигательных нарушений у детей сопровождается задержками в созревании нервной системы и развитии. Этот вид терапии показывает наибольшую эффективность.
В некоторых случаях для того, чтобы устранить синдром двигательных нарушений у новорожденных, врач может назначить применение гомеопатических лекарственных препаратов. Их выбор будет зависеть от характера протекания заболевания и особенностей организма малыша.
Не менее важную роль играет и правильно сформированный рацион ребёнка. В нём должно присутствовать большое количество витамина В. В противном случае потребуется делать уколы.
То, насколько благоприятно пройдёт лечение, зависит в первую очередь от вида заболевания.
Синдром двигательных нарушений лёгкой формы (при условии отсутствия стойкой гипоксии) можно побороть уже в течение первого года жизни малыша.
Более тяжёлые типы заболевания способны стать причиной возникновения множества осложнений: умственной отсталости, эпилепсии, сложностей с ходьбой, обучением и концентрированием внимания, метеочувствительности, головных болей, проявлений вегетососудистой дистонии.
Профилактика заболевания
Основная профилактика возникновения синдрома двигательных нарушений заключается в предоставлении ребёнку свободы действий. Конечно же, в пределах правил безопасности. Не нужно ограничивать его пространство колыбелькой. При наличии возможности рекомендуется выделить для малыша отдельное помещение.
Малыш должен развиваться и познавать что-то новое. Помочь в этом деле смогут красочные картинки, яркие игрушки и так далее.
Дополнительно можно давать ребёнку ходить босиком, заниматься с ним на фитболе, проводить лечебный массаж и гимнастику. Очень полезны и пальчиковые игры, прикосновения к разным по текстуре предметам.
Подведём итоги
Источник: http://yaroju.ru/sindrom-dvigatel-nyh-narusheniy-u-grudnichka-simptomy-i-lechenie.html
Синдром двигательных нарушений у грудничка: код по МКБ 10, мнение Комаровского о лечении
- Психотерапевт высшей категории Олег Викторович
- 34020
- Дата обновления: Октябрь 2019
Синдром двигательных нарушений представляет собой одно из расстройств двигательной системы человека, при котором происходит поражение головного мозга, вызывающее сбой функционирования ЦНС. Болезнь способна поражать один или несколько отделов мозга, приводя к различным последствиям. Среди типичных проявлений недуга выделяют ухудшение мышечного тонуса и проблемы с передвижением.
Что такое синдром двигательных нарушений?
У деток, страдающих синдромом двигательных нарушений, замедляется речевое развитие
Чаще всего заболевание развивается на фоне мозговых травм или гипоксии, перенесенной младенцем. В группе риска находятся дети, в возрасте 2-4 месяца.
Своеобразным толчком к развитию синдрома выступают негативные факторы, воздействующие на плод в процессе его внутриутробного развития.
При выявлении у ребенка мышечной гипотонии или судорожной активности мышц, необходимо выполнить немедленное лечение.
Клиническое проявление синдрома двигательных нарушений у грудничка происходит очень рано, начиная с первых дней жизни малыша. Чаще всего о развитии заболевания свидетельствует гипер- или гипотонус мышц, расстройство спонтанной двигательной активности, при этом рефлекторная деятельность угнетается на фоне ухудшенной подвижности конечностей.
Ребенок, страдающий от синдрома двигательных нарушений, отстает от сверстников в развитии, не имея возможности справиться с координацией движений. У таких детей развиваются проблемы со зрением и слухом, а иногда и с речью. Мышечная ткань развивается на разных конечностях неравномерно.
Подобная ситуация в результате способна вызвать нарушения психического развития, проблемы с интеллектом. Как правило, у детей, страдающих синдромом двигательных нарушений, замедляется психоэмоциональное и речевое развитие. Они начинают ползать и сидеть позже сверстников. Некоторые малыши отличаются неспособностью самостоятельно держать голову в годовалом возрасте.
Ввиду нарушений развития гортанных мышц возникают проблемы с глотательным рефлексом. Данный признак свидетельствует о развитии серьезной стадии СДН, при которой необходимо немедленно провести терапевтические мероприятия, которые позволяют устранить опасную симптоматику.
Важно! Данный синдром не склонен к активному прогрессированию. Поэтому своевременное и грамотное лечение позволяет в значительной степени улучшить качество жизни пациента.
Код синдрома двигательных нарушений по МКБ-10: G25.
Причины
Курение в период беременности может спровоцировать развитие у ребёнка синдрома двигательных нарушений
В современной медицине различают ряд факторов, провоцирующих развитие данного синдрома:
- Родовая травма, которая была получена ребенком вследствие применения акушером чрезмерной физической силы, планируя ускорить родоразрешение.
- Длительные и тяжелые роды, при которых произошла задержка изгнания плода.
- Развитие гипоксии, ввиду чего поражаются клетки головного мозга, отвечающие за течение различных мышечных процессов.
- Нейроинфекции внутриутробного типа, которые проникают через плаценту от инфицированной матери к плоду.
- Наличие у матери скрытых инфекций, таких как токсоплазмоз и краснуха.
- Аномалии суставов и костей врожденного характера.
- Наличие у матери недугов, передающихся половым путем.
- Различные нарушения, действующие на хромосомном уровне.
- Курение, алкоголизм и наркомания во время беременности.
- Развитие фетоплацентарной недостаточности.
- Обвитие пуповины вокруг тела и шеи плода.
- Гидроцефалия, развившаяся ввиду оттока ликвора в мозге.
В большинстве случаев к развитию синдрома приводит одновременное воздействие на организм ребенка нескольких негативных факторов. Обычно ведущим выступает лишь один из них, остальные же способствуют усилению эффекта.
Симптомы
Зрительные и слуховые реакции несколько запаздывают у деток с синдромом двигательных нарушений
Возникновение изменений в мозговой структуре может вызвать целый ряд расстройств двигательного характера. Чаще всего они развиваются ввиду проблем с передачей нервных импульсов, идущих от головного мозга к мускулатуре. При СДН возможны патологические изменения в структуре мышц.
На фоне развития недуга грудничок может иметь следующие виды нарушений двигательной функции:
- наличие парезов и параличей;
- мышечная сила в значительной степени снижается;
- ввиду сильной гипотонии, конечности могут истончаться, а в мышцах развиваются процессы дистрофического характера;
- у малыша нарушаются базовые рефлексы, такие как глотательный и сосательный;
- мышцы перенапрягаются настолько, что развивается многочисленные спазмы и судороги, которые могут иметь затяжной характер;
- сухожильные рефлексы могут ослабляться или усиливаться;
- проблемы с артикуляцией;
- неспособность ребенка самостоятельно сгибать и поднимать конечности, держать головку;
- непроизвольные движения;
- зрительные и слуховые реакции несколько запаздывают;
- отсутствие улыбок ввиду бедной мимики;
- замедленные движения, ослабленные мышцы;
- синюшность кожи, развитие судорожного синдрома;
- трудности в процессе кормления грудью.
Грудные дети с синдромом двигательных нарушений могут в течение длительного времени смотреть в одну точку и подолгу сидеть, периодически судорожно вздрагивая. Для поворота головы им требуется помощь. Как правило, одна рука больного плотно прижата к телу, вторая может двигаться и брать различные предметы.
Расслабленность тела сменяется его напряженностью. Возможно развитие зрительной дисфункции, при которой малыш не способен с первой попытки дотянуться до необходимой ему вещи.
На фоне данного синдрома у малыша может быть как гипертонус, так и гипотонус мышц. В первом случае, симптомы будут следующими:
- малыш дугообразно изгибает тело;
- голова всегда повернута в одну сторону;
- малыш не может стоять на всей стопе и всегда становится на носочки;
- ребенок сжимает руки в кулаках и прижимает их к туловищу;
- малыш довольно рано начинает брать игрушки и держать головку.
Гипотонус мышц предполагает развитие следующих симптомов:
- ребенок слабо кричит;
- не способен самостоятельно ползать, сидеть и вставать;
- практически не двигает конечностями;
- часто запрокидывает назад голову, но не способен держать ее в таком положении длительное время;
- в положении сидя не способен удержать равновесие – постоянно шатается из стороны в сторону;
- заметна общая ослабленность ребенка и вялость его движений.
Классификация
При поздней стадии синдрома у ребенка могут учащаться судороги
Современная медицина различает несколько форм данной патологии:
- Болезнь поражает преимущественно ноги. В таком случае малыш способен на активные движения руками, однако поздно встает на ноги.
- Поражение туловища одностороннего характера. При этом у грудничка нарушена функция глотания, он заметно отстает в умственном развитии и имеет проблемы с речью.
- Недуг поражает ноги. В результате ребенок не способен стоять, ползать и ходить. Наблюдается сильное расстройство двигательной функции.
- Ребенок абсолютно не способен к самостоятельному передвижению. При этом он является нестабильным психически и склонен к развитию олигофрении.
Важно! При постановке ребенку диагноза «синдром двигательных нарушений», ему необходимо профессиональное лечение. Самостоятельно его организм не справится с данной патологией.
В ряде случаев неврологи ставят ошибочный диагноз ввиду малозаметности симптомов на ранних стадиях недуга. Впоследствии диагноз может быть снят, а ребенок будет признан здоровым.
СДН может предполагать следующие стадии:
- Ранняя. Болезнь проявляется слабо, однако уже на этой стадии мышечный тонус малыша является нарушенным. Большинство малышей к 4 месяцам утрачивают возможность самостоятельно поворачивать голову. Возможно развитие сильных судорог.
- Вторая стадия. Признаки заболевания усугубляются, становясь более явными. Десятимесячные дети не способны самостоятельно держать головку, однако делают попытки поворачиваться, садиться и даже ходить, сохраняя неестественную позу. Ребенок в данный период жизни развивается неравномерно.
- Поздняя стадия. Развивается после трехлетнего возраста. Последствия в данном случае являются необратимыми. У ребенка появляются проблемы в строении скелета, выражающиеся во множественных деформациях, формируются контрактуры суставов, слух и зрение в значительной степени ухудшаются. Ребенок с трудом глотает, очень плохо говорит и психически нестабилен. Судороги учащаются и имеют большую длительность.
В качестве осложнений синдрома двигательных нарушений у детей происходит вовлечение в патологический процесс внутренних органов.
В результате таких изменений, у ребенка появляются проблемы с дефекацией и мочеиспусканием, а координация движений в значительной степени нарушается. Нередко появляются сильные эпилептические припадки.
Ребенок испытывает затруднения при поглощении пищи и дыхании. Обучение затруднено ввиду проблем с концентрацией внимания и расстройствами памяти.
Диагностика
Комплексное обследование включает в себя следующие диагностические методики:
- Перинатальный анамнез. Посредством данной методики, специалисты могут выявить наличие тяжелых мозговых интоксикаций, кислородного голодания, а также инфицирования плода, находящегося в утробе матери.
- УЗИ с допплером. Позволяет получить точные сведения относительно мозгового кровотока.
- Шкала Апгар. Позволяет оценить жизнестойкость малыша.
- МРТ и КТ. Одни из наиболее информативных методик, посредством которых специалистам удается выявить очаги поражения.
- Нейросонография. Процедура, которая предполагает сканирование головного мозга с использованием ультразвука.
Лечение
Расслабляющий массаж – один из самых эффективных методов терапии (выполнять массаж должен только квалифицированный специалист)
Терапия данного синдрома назначается неврологом. Современная медицина располагает рядом методик, способствующих быстрому устранению недуга. Следует помнить о том, что чем раньше синдром будет выявлен, тем проще будет с ним бороться.
Лечение СДН по доктору Комаровскому предполагает следующие методики:
- Массаж. Грамотно проведенные процедуры обеспечивают поистине высокие результаты.
- Для активизации процессов мозга может быть использована гомеопатия.
- Для улучшения координации движений может быть использована лечебная физкультура. Также она позволяет восстановить двигательные функции пациента.
- Физиотерапия. В данном случае могут применяться различные методики, определяемые врачом. Наиболее популярными из них являются: магнитотерапия, гидромассаж, электрофорез.
- Высокие результаты лечения обеспечивает грязетерапия, а также общение пациентов с животными – дельфинами и лошадьми.
- Педагогическая коррекция. На данный момент разработано несколько действенных логопедических методик.
Источник: https://mozg.expert/sindromy/sindrom-dvigatelnyh-narusheniy/
Синдром двигательных нарушений у грудничка, новорожденных, детей до года | Полезно знать | Healthage.ru
Важно наблюдать за младенцем и честно сообщать врачу обо всех замеченных отклонениях. Синдром двигательных нарушений может выражать по-разному. Специалисты выделяют три вида СДН:— парезы (ослабление двигательных функций конечностей);— мышечная гипертония и гипотония (увеличение или ослабление мышечного тонуса);— нарушение рефлекторной деятельности.
Симптомы двигательных нарушений у ребенка:— нарушение артикуляции;— вялая или отсутствующая мимика;— задержка зрительно-слуховых реакций;— слабый и монотонный крик малыша, без изменения интонаций.
В целом дети, которые страдают СДН, являются физически более слабыми, флегматичными и вялыми, чем их здоровые сверстники. Однако, синдром может проявляться не только с физической стороны, но и с психологической. Например, малыш может самостоятельно взять в руки игрушку, но при этом он не будет понимать, что нужно с ней делать.
Нарушения опорно-двигательного аппарата у детей: причины и методы лечения в Центре остеопатии и здоровья
Заболевания опорно-двигательного аппарата у детей отличаются от аналогичных заболеваний у взрослых. Во взрослом возрасте основной причиной становятся именно возрастные изменения и заболевания, травмы, у детей же основная причина нарушения мышечной и двигательной активности заключается в неврологических проблемах, полученных до или во время родов.
Лечение синдрома двигательных нарушений строится на терапии неврологической части (остеопатические методы воздействия на кости черепа, позвоночник, мышечные ткани- что приводит к стимуляции физиологических процессов организма,улучшения работы центральной и периферической нервной системы ) и самих мышц (массаж, нормализация кровообращения, выработка «правильных» двигательных паттернов в бобат-терапии).
Используемые нами методы лечения безопасны для детей в любом возрасте и могут применяться к малышам, начиная с первых дней жизни.
В своей работе мы не используем медикаменты и болезненные приемы, поэтому дети переносят лечение легко и с удовольствием.
Опыт работы врачей остеопатов Центра остеопатии и здоровья позволяет гарантировать неизменно высокое качестве лечения синдрома двигательных нарушений на любой стадии. Звоните нам прямо сейчас и запишитесь на лечение!
Синдром двигательных нарушений (перинатальное поражение ЦНС, энцефалопатия неуточненная, сегментарная недостаточность, гипер/гипотонус новорожденных) — это патология двигательной активности, которая может выражаться по-разному: парезы (ослабление двигательной функции конечностей), мышечная гипер- и гипотония, нарушение рефлекторной деятельности, нарушение функций рук и ног, объема движения какого-либо сустава, походки, осанки. В тяжелых случаях у младенцев это может привести к нарушению рефлексов глотания и сосания. В случае отсутствия комплексного лечения, эти начальные проявления могут привести к угрозе ДЦП, когда ребенок в тяжелых случаях не может удерживать голову, туловище, а в более легких – имеет нарушения походки, мелкой моторики, речевой функции.
Заболевания нервно-мышечного аппарата у детей отличаются от аналогичных заболеваний у взрослых. Во взрослом возрасте основной причиной становятся именно возрастные изменения и заболевания, травмы. У детей же основная причина нарушения мышечной и двигательной активности заключается в неврологических проблемах, полученных до или во время родов, а так же в ранние периоды после родов.
В детском медицинском центре «Виталис» есть все возможности для восстановительной работы с детьми, имеющих двигательные нарушения в разном возрасте. Лечением синдрома двигательных нарушений в нашем центре занимается врач-физиотерапевт Кедрик Людмила Ивановна, специалист с опытом работы с детьми более 25 лет.
В своей методике Кедрик Людмила Ивановна использует физические методы (стимуляция мышц, лечение светом, теплом, ультразвуковым воздействием в соответствии с возрастом ребенка и потребностью организма для восстановления), авторские методики лечебной физкультуры с учетом показаний и противопоказаний.
Большую роль в комплексе лечения СДН играет рефлексонормализующая гимнастика при нарушении тонуса мышц, что свойственно для детей с СДН.
На базе ДМЦ «Виталис» для детей с двигательными нарушениями Людмила Ивановна проводит курсы электростимуляции и электрогимнастики для ослабленных мышц, электрофорез лекарственных веществ.
Физиотерапевтические методы могут использоваться в возрасте от 1 месяца и переносятся детьми легко.
Общими противопоказаниями к физиотерапии считаются:
- острые заболевания, протекающие с интоксикацией;
- онкологические заболевания;
- системные заболевания крови;
- мерцательная аритмия;
- сердечная недостаточность 2 и более степени;
- частые некупируемые судороги.
Кедрик Людмила Ивановна работает своей авторской методике с 2004 года. За это время большое количество детей получили возможность правильно двигаться, проявить свои интеллектуальные способности, сформировать правильную походку и осанку.
Курс лечения подбирается в соответствии с возрастом пациента, стадией и степенью выраженности заболевания. К каждому ребенку мы находим индивидуальный подход и работаем с ребенком комплексно.
Запись на прием к Кедрик Людмиле Ивановне по телефону
+7 (812) 331-88-93 — круглосуточно
или запишитесь онлайн:
Нарушения двигательных функций у младенца: необходимые знания при выборе клиники
У многих родителей подобные диагнозы выбивают почву из-под ног. Выбор клиники, выбор врача, выбор страны, где проводить лечение – это вопросы, на которые каждая семья должна ответить себе в кратчайшие сроки.
Все чаще родители предпочитают проходить лечение за рубежом. Современный рынок сейчас перенасыщен клиниками, которые предоставляют услуги по медицинскому туризму. Но к выбору нужно отнестись со всей ответственностью.
Факторы, на которые стоит обратить внимание при выборе места лечения:
- Срок существования фирмы на рынке медицинских услуг и туризма;
- Наличие документации на соответствующую работу;
- Отзывы клиентов.
Эксперты из агентства медтуризма Меднавигатор помогут определиться со страной, клиникой, врачами; помогут собрать нужные документы и разрешения; окажут юридическую поддержку. Позвоните нам 8 (800) 777-37-25. Меднавигатор сотрудничает с крупнейшими мировыми клиниками и центрами. Уверенно делайте шаг навстречу решению вашей проблемы, и уже скоро вы увидите, как ваш малыш делает первые шаги.
Развитие моторики у новорожденного
У новорожденных детей ответные реакции строятся на уровне бледного шара и зрительного бугра. Далее при созревании «старших» структур происходит процесс торможения более ранних образований, после чего следуют некоторые изменения реакций организма в ответ на окружающую среду. Новые образования структур при этом подчиняют себе старые.
Психомоторная деятельность у детей: периоды
У новорожденных детей существует три этапа развития психомоторной деятельности:
- От самого рождения до четырех месяцев длится таламопаллидарный период;
- Следующий период – стриопаллидарный. Его продолжительность составляет полгода, т.е. до 10 месяцев. В этот период мышечный тонус понижается, малыш учится целенаправленным телодвижениям
- С 10 месяцев начинается период, для которого характерно созревание высших корковых функций; речь и сложные условные реакции активно начинают свое развитие.
Описанные периоды определяют фазы развития моторики у детей:
- Первые двигательные рефлексы (спонтанные) начинаются с четвертого дня жизни и длятся до двух месяцев;
- Со второго по пятый месяцы жизни протекает монокинетическая фаза, особенность которой состоит в попытке самостоятельной координации рук и ног;
- С пятого месяца до года движения приобретают некоторую направленность – дромокинетическая фаза;
- Для кратикинетической фазы характерен переход к моторике уже взрослого человека, при этом развивается координация и нормализуется тонус мышц. Эта фаза начинается с двенадцати месяцев.
Двигательный рефлекс у детей и его развитие
Двигательный рефлекс у новорожденного проходит свое развитие по восходящей — сложные жесты заменяют простые. Если поражаются какие-либо отделы головного мозга, то у малыша могут появиться те реакции моторики, которые характерны для более ранних этапов развития.
Двигательные нарушения у детей
Нарушение двигательных функций у новорожденных и грудничков разительно отличаются от нарушений моторики более старших детей и тем более взрослых. В раннем возрасте поражение какого-либо участка мозга чаще всего вызывает изменения, которые отражаются на всем функционировании организма. А это уже, в свою очередь, крайне затрудняет узкую диагностику проблемы.
Нарушение двигательной функции у детей: пирамидное и экстрапирамидное
У новорожденных и грудничков диагностика пирамидных и экстрапирамидных двигательных нарушений затруднена: врачи делают в основном свои выводы, опираясь на рефлекторную активность младенца и его мышечный тонус.
Мышечный тонус меняется вместе с ростом. Особенно это заметно в первый и второй возрастной периоды (до трех месяцев), в это время физиологическая гипертония является нормой.
Мышечная гипотония, гипертония и дистония у грудничков: причины, симптомы и клинические признаки
Мышечная гипотония – состояние, при котором снижается сопротивление пассивным жестам и значительно увеличивается их количество.
При этом наблюдается снижение спонтанной и произвольной активности; рефлексы сухожилий могут быть как нормальными, так и повышенными или сниженными. Это зависит от того, насколько поражена нервная система.
Вышеописанный синдром – это наиболее часто встречающийся диагноз у малышей в возрасте до одного года.
Мышечная гипотония может наблюдаться как с рождения, так и с любого возраста, если начнут проявляться клинические симптомы.
Врожденная гипотония мышц может привести к нормотонии, дистонии, гипертонии или же так и останется главенствующим симптомом весь первый год жизни человека. Клинические проявления мышечной гипотонии могут варьироваться от легкого снижения сопротивления пассивным движениям вплоть до атонии, а также отсутствия активных рефлекторных жестов у новорожденного или грудничка.
В случае, когда гипотония мышц выражена незначительно и других неврологических нарушений нет, то чаще всего этот синдром либо вовсе не оказывает влияние на рост и развитие человека, либо приводит к запаздыванию развития моторики маленького человека.
Запаздывание может быть неравномерным. Такие дети позже становятся на ноги и начинают ходить, долго ходят с поддержкой взрослых. Бывают случаи, когда мышечная гипотония лишь одной конечности, это происходит при парезе ног или рук.
Мышечная дистония – синдром, при котором гипотония мышц перемежается с гипертонией. У таких детей, находящихся в состоянии покоя, при пассивных жестах наблюдается общая гипотония мышц.
Тонус мышц резко нарастает при резких переменах эмоций, при активных попытках выполнить какое-либо действие. Эти состояния носят название дистоническая атака.
Ярко обозначенный синдром дистонии практически не дает развиваться выпрямляющему рефлексу из-за изменяющегося тонуса мышц. В легких формах мышечная дистония не оказывает влияния на процесс двигательной функции.
Синдром мышечной гипертонии – синдром, при котором происходит увеличение сопротивления пассивным движениям, спонтанная и произвольная активность значительно снижена, рефлексы сухожилий завышены. Нормой считается, если вышеописанные клинические показатели выражены слабо, непостоянны и со временем ослабевают, но при увеличении мышечного тонуса симптомы усиливаются и не угасают.
Мышечная гипертония может быть разной степени: от незначительного повышения сопротивления до абсолютной скованности, при которой какие-либо движения становятся невозможными. В таком случае релаксанты мышц не могут вызвать расслабление мышц.
Если мышечная гипертония выражена неярко и других неврологических нарушений нет, то влияние этого синдрома на пациента будет незначительным. Оно будет выражаться в легком торможении процесса роста в первые двенадцать месяцев.
Например, может отмечаться задержка прогресса хватательного рефлекса, задержка процесса познания навыков манипулирования предметами и прочее.
Такие детки поздно встают на ноги и предпочитают ползать, для них характерна ходьба на пальчиках.
Нарушение двигательных рефлексов, связанные с дисфункцией мозжечка
Недоразвитие мозжечка, родовая травма, асфиксия, наследственная дегенерация – все это приводит к мозжечковым нарушениям двигательного рефлекса.
Нарушение двигательных рефлексов мозжечка: клинические проявления:
- Мышечный тонус снижен;
- Реакция равновесия при сидении, вставании, ходьбе нарушена;
- Нарушение координации рук при движении.
Распознать такие расстройства можно и самостоятельно: такой малыш при захвате предмета делают много лишних движений, особенно это характерно в сидячем положении. Садятся дети с мозжечковыми нарушениями поздно, ходить учатся после года, при этом часто падают.
Детский церебральный паралич
Двигательный дисбаланс часто сопровождается детским церебральным параличом. Повышение мышечного тонуса в разной степени наблюдается при любой форме и стадии церебрального паралича.
Двигательные расстройства
Нарушение мозга грудничка порождает непоследовательность этапов его развития. Для того чтобы точнее понять особенности нарушения двигательных функций, рассмотрим влияние тонических рефлексов на двигательную активность (произвольную), психические и речевые функции.
Тонический лабиринтный рефлекс – заболевание, при котором грудничок не в состоянии сидеть, переворачиваться, взглядом не следит за предметами, не подымается, не ходит и не стоит. Малыш с ярко выраженным тоническим рефлексом, находясь на спине, не может наклонить головку, протянуть руки вперед, взять предмет, который находится перед ним, а также ухватится и сесть.
Степень выраженности тонического рефлекса напрямую зависит от тонуса мышц пациента. Ассиметричный шейный тонический рефлекс — самый распространенный рефлекс при ДЦП. Степень этого симптома напрямую зависит от мышечного тонуса в руках.
Тяжелая степень характеризуется одновременным поворотом головы с руками. АШРТ в сочетании с тоническим рефлексом не позволяет младенцу захватить игрушку, зрительная координация нарушена. Если дать игрушку в руки, то он не может поднести ее ко рту, лбу, глазам, к животу.
Такие дети тяжело переворачиваются на живот.
Симметричный тонический рефлекс – симптом, при котором грудничок, поставленный на колени, не в состоянии разогнуть руки, чтобы опереться на них и поддерживать свой вес. При этом голова наклонена, плечи втянуты, руки согнуты в локтях, а кисти в кулаки. При попытке поднять голову из положения сидя маленький пациент не может удержаться и падает назад. Опускание головы приводит к обратному.
Положительная поддерживающая реакция – это реакция, которая проявляется как возрастание тонуса в ногах при касании ног к опоре. Так как карапуз с ДЦП стоит и ходит на подушечках стоп, то вышеописанная реакция постоянно стимулируется. Суставы ног фиксируются. Реакция равновесия затруднена.
Содружественные реакции – реакции организма, которые усиливают тонус различных частей тела при попытке сломить сопротивление мышц в конечности: при попытке взять игрушку, разжать руки, шагнуть.
Содружественные реакции не позволяют развиваться целенаправленным движениям и приводят к контрактурам.
Самое частое проявление содружественных реакция при ДЦП в оральной мускулатуре: дите берет игрушку, рот при этом широко открывается.
Произвольная двигательная активность приводит к тому, что все тонические рефлексы работают одновременно, соединяюсь друг с другом. Это затрудняет выявление одного из симптомов, можно лишь отметить наличие и усиленные симптомы того или иного рефлекса. Мышечный тонус влияет на степень выраженности симптомов.
Гемолитическая болезнь новорожденного. Появление резких тонический рефлексов характерно для тех детей, которые перенесли гемолитическую болезнь. Это может даже привести к тонической атаке.
Произвольная моторика тяжело развивается при гемолитической болезни новорожденного, причиной этому становятся гиперкинезы (непроизвольные насильственные движения).
Зачастую на первом году жизни младенца такие движения выражены в слабой степени.
Двигательный дисбаланс в организме младенца: нарушение речевого и психического развития
Источник: https://healthage.ru/polezno-znat/sindrom-dvigatelnyx-narushenij-u-grudnichka-novorozhdennyx-detej-do-goda/
Синдром двигательных нарушений у грудничка: виды, причины, симптомы, лечение. Синдром двигательных нарушений и дцп у грудничка Диагноз с м двигательных нарушений
Синдромы двигательных расстройств
Двигательные нарушения у новорожденных и грудных детей принципиально отличаются от таковых у старших детей и взрослых. Поражение мозга на ранних стадиях онтогенеза вызывает в большинстве случаев генерализованные изменения, что крайне затрудняет топическую диагностику; чаще можно говорить лишь о преимущественном поражении тех пли иных отделов мозга.
Очень трудна в этот возрастной период дифференциация пирамидных и экстрапирамидных нарушений. Основными характеристиками в диагностике двигательных нарушений на первом году жизни являются мышечный тонус и рефлекторвая активность.
Симптоматология изменения мышечного тонуса может выглядеть различно в зависимости от возраста ребенка. Это особенно касается первого и второго возрастных периодов (до 3 мес), когда у ребенка выражена физиологическая гипертония.
Изменения мышечного тонуса проявляются мышечной гипотонией, дистонией и гипертонией. Синдром мышечной гипотонии характеризуется снижением сопротивления пассивным движениям и увеличением их объема.
Ограничена спонтанная и произвольная двигательная активность, сухожильные рефлексы могут быть нормальными, повышенными, сниженными или отсутствовать в зависимости от уровня поражения нервной системы. Мышечная гипотония — один из наиболее часто обнаруживаемых синдромов у новорожденных и грудных детей.
Она может быть выражена с рождения, как это бывает при врожденных формах нервно-мышечных заболеваний, асфиксии, внутричерепной и спинальной родовой травме, поражении периферической нервной системы, некоторых наследственных нарушениях обмена веществ, хромосомных синдромах, у детей с врожденным или рано приобретенным слабоумием.
В то же время гипотония может появиться или стать более выраженной в любой возрастной период, если клинические симптомы заболевания начинаются спустя несколько месяцев после рождения или носят прогреднентный характер.
Гипотония, выраженная с рождения, может трансформироваться в нормотонию, дистонию, гипертонию или оставаться ведущим симптомом на протяжении всего первого года жизни. Выраженность клинических проявлений мышечной гипотонии варьирует от легкого снижения сопротивления пассивным движениям до полной атонии и отсутствия активных движений.
Если синдром мышечной гипотонии нерезко выражен и не сочетается с другими неврологическими нарушениями, он либо не оказывает влияния на возрастное развитие ребенка, либо вызывает запаздывание моторного развития, чаще во втором полугодии жизни.
Отставание идет неравномерно, задерживаются более сложные двигательные функции, требующие для своего осуществления согласованной деятельности многих мышечных групп. Так, посаженный ребенок 9 мес сидит, а самостоятельно сесть не может.
Такие дети позже начинают ходить, и период хождения с поддержкой задер-живается надолго.
Мышечная гипотония может быть ограничена одной конечностью (акушерский парез руки, травматический парез ноги). В этих случаях задержка будет парциальной.
Ярко выраженный синдром мышечной гипотонии оказывает существенное влияние на задержку моторного развития. Так, двигательные навыки при врожденной форме спинальной амиотрофии Верднига — Гоффманна у ребенка 9-10 мес могут соответствовать возрасту 2-3 мес.
Задержка моторного развития, в свою очередь, становится причиной особенностей формирования психических функций. Например, отсутствие возможности произвольного захвата предмета приводит к недоразвитию зрительно-моторной координации, манипулятивной деятельности.
Поскольку мышечная гипотония часто сочетается с другими неврологическими нарушениями (судороги, гидроцефалия, парезы черепных нервов и др.), последние могут модифицировать характер задержки развития, определяемой гипотонией как таковой.
Следует также отметить, что качество самого синдрома мышечной гипотонии и его влияние на задержку развития будут варьировать в зависимости от заболевания. При судорогах, врожденном или рано приобретенном слабоумии не столько гипотония, сколько задержанное психическое развитие является причиной отставания двигательного развития.
Синдром двигательных расстройств у детей первого года жизни может сопровождаться мышечной дистонией (состояние, когда мышечная гипотония чередуется с гипертонией). В покое у этих детей при пассивных движениях выражена общая мышечная гипотония.
При попытке активно выполнить какое-либо движение, при положительных или отрицательных эмоциональных реакциях мышечный тонус резко нарастает, становятся выраженными патологические тонические рефлексы. Такие состояния называют «дистоническими атаками».
Наиболее часто мышечную дистонию наблюдают у детей, перенесших гемолитическую болезнь в результате резус- или АВО-несовместимости.
Выраженный синдром мышечной дистонии практически делает невозможным развитие у ребенка выпрямляющих рефлексов туловища и реакций равновесия из-за постоянно меняющегося мышечного тонуса. Синдром легкой преходящей мышечной дистонии не оказывает существенного влияния на возрастное моторное развитие ребенка.
Синдром мышечной гипертонии характеризуется увеличением сопротивления пассивным движениям, ограничением спонтанной и произвольной двигательной активности, повышением сухожильных рефлексов, расширением их зоны, клонусами стоп.
Повышение мышечного тонуса может превалировать во флексорных или экстензорных группах мышц, в приводящих мышцах бедер, что выражается в определенной специфике клинической картины, однако является лишь относительным критерием для топической диагностики у детей раннего возраста. В связи с незаконченностью процессов миелинизации симптомы Бабинского, Оппенгейма, Гордона и др. нельзя считать всегда патологическими. В норме они выражены нерезко, непостоянны и по мере развития ребенка ослабевают, но при повышении мышечного тонуса становятся яркими и не имеют тенденции к угасанию.
Выраженность синдрома мышечной гипертонии может варьировать от легкого повышения сопротивления пассивным движениям до полной скованности (поза децеребрационной ригидности), когда практически невозможны какие-либо движения. В этих случаях даже мышечные релаксанты не в состоянии вызвать мышечное расслабление, а тем более пассивные движения.
Если синдром мышечной гипертонии выражен нерезко, не сочетается с патологическими тоническими рефлексами и другими неврологическими нарушениями, его влияние на развитие статических и локомоторных функций может проявиться в их легкой задержке на различных этапах первого года жизни.
В зависимости от того, в каких мышечных группах больше повышен тонус, будет запаздывать дифференциация и окончательное закрепление определенных двигательных навыков. Так, при повышении мышечного тонуса в руках отмечают задержку развития направления рук к объекту, захвата игрушки, манипулирования предметами и т. д.
Особенно нарушается развитие хватательной способности рук. Наряду с тем что ребенок позже начинает брать игрушку, у него длительное время сохраняется ульнарный захват, или захват всей кистью. Захват пальцами (пинцетный захват) формируется медленно, а иногда требует дополнительной стимуляции.
Может задерживаться развитие защитной функции рук, тогда запаздывают соответственно и реакции равновесия в положении на животе, сидя, стоя и при ходьбе.
При повышении мышечного тонуса в ногах задерживается становление опорной реакции ног и самостоятельного стояния. Дети неохотно встают на ноги, предпочитают ползать, на опоре становятся на пальчики.
Мозжечковые нарушения у детей первого года жизни могут быть следствием недоразвития мозжечка, поражения его в результате асфиксии и родовой травмы, в редких случаях — как результат наследственной дегенерации.
Они характеризуются снижением мышечного тонуса, нарушением координации при движениях рук, расстройством реакций равновесия при попытках овладеть навыками сидения, вставания, стояния и ходьбы. Собственно мозжечковые симптомы — интенционный тремор, нарушение координации, атаксию можно выявить лишь после развития произвольной двига тельной активности ребенка.
Заподозрить расстройства кс ординации можно, наблюдая за тем, как ребенок тянется игрушке, захватывает ее, подносит ко рту, сидит, стоит, ходит.
Дети грудного возраста с нарушением координации при попытке захватить игрушку делают много лишних движений это особенно становится выраженным в положении сидя. Навыки самостоятельного сидения развиваются поздно, к 10-11 мес. Иногда и в этом возрасте детям трудно сохранить равновесие, они его теряют при попытке повернуться в сторону, взять предмет.
Из-за боязни упасть ребенок долго не манипулирует предметами двумя руками; ходить начинает уже после года, часто падает. Некоторые дети с нарушение ем реакций равновесия предпочитают ползать, в то время когда они уже должны ходить самостоятельно.
Реже при мозжечковом синдроме у детей первого года жизни можно наблюдать горизонтальный нистагм и речевые нарушения как ранний признак мозжечковой дизартрии.
Наличие нистагма и частое сочетание мозжечкового синдрома с другими нарушениями черепно-мозговой иннервации может придавать определенную специфику задержке развития в виде более выраженного запаздывания функции фиксации взора и прослеживания, зрительно-моторной координации, нарушения пространственной ориентации. Дизартрические расстройства особенно влияют на развитие навыков экспрессивной речи.
Наиболее частой формой двигательных нарушений у детей первого года жизни является синдром детского церебрального паралича (ДЦП). Клинические проявления этого синдрома зависят от выраженности мышечного тонуса, повышение которого в той или иной степени наблюдается при любой форме ДЦП. В одних случаях у ребенка с рождения превалирует высокий мышечный тонус.
Однако чаще мышечная гипертония развивается после стадий гипотонии и дистонии. У таких детей после рождения мышечный тонус бывает низким, спонтанные движения бедны, безусловные релексы угнетены. К концу второго месяца жизни, когда peбенок в положении на животе и вертикально делает попытки удержать голову, появляется дистоническая стадия.
Ребенок периодически становится беспокойным, у него повышается мышечный тонус, руки разогнуты с внутренней ротацией плечах, предплечья и кисти пронированы, пальцы сжаты в кулаки; ноги разогнуты, приведены и часто перекрещены.
Дистонические атаки длятся несколько секунд, повторяются в течение дня и могут провоцироваться внешними раздражителями (громкий стук, плач другого ребенка).
Двигательные расстройства при ДЦП обусловлены тем, что поражение незрелого мозга нарушает последовательность этапов его созревания. Высшие интегративные центры не оказывают тормозящего влияния на примитивные стволовые рефлекторные механизмы.
Задерживается редукция безусловных рефлексов, происходит высвобождение патологических тонических шейных и лабиринтного рефлексов.
Сочетаясь с повышением мышечного тонуса, они препятствуют последовательному становлению реакций выпрямления и равновесия, которые являются основой развития статических и локомоторных функций у детей первого года жизни (удержание головы, захват игрушки, сидение, стояние, ходьба).
Чтобы понять особенности нарушения психомоторного развития у детей с церебральными параличами, необходимо рассмотреть влияние тонических рефлексов на формирование произвольной двигательной активности, а также речевых и психических функций.
Тонический лабиринтный рефлекс. Дети с выраженным тоническим лабиринтным рефлексом в положении на спине не могут наклонить голову, вытянуть руки вперед, чтобы поднести их ко рту, захватить предмет, а позднее схватиться, подтянуться и сесть.
У них отсутствуют предпосылки для развития фиксации и свободного прослеживания предмета во всех направлениях, не развивается оптический выпрямляющий рефлекс на голову, движения головы не могут следовать свободно за движением глаз. Нарушается развитие зрительно-моторной координации.
У таких детей затруднен поворот со спины набок, а затем на живот. В тяжелых случаях даже к концу первого года жизни поворот со спины на живот осуществляется только «блоком», т. е. отсутствует торсия между тазом и верхней частью туловища.
Если ребенок не может наклонить голову в положении на спине, повернуться на живот с торсией, у него отсутствуют предпосылки для развития функции сидения. Выраженность тонического лабиринтного рефлекса находится в прямой зависимости от степени повышения мышечного тонуса.
Источник: https://alfa-dog.ru/parasites-in-animals/sindrom-dvigatelnyh-narushenii-u-grudnichka-vidy-prichiny-simptomy/
Синдром ДЦП у новорожденных: причины, виды, симптомы диагностика и лечение
Детский церебральный паралич – это группа хронических заболеваний, связанных с поражениями и аномалиями развития головного мозга в перинатальный период или во время родов. Это неизлечимый недуг, не прогрессирующий и не передающийся по наследству. В данной статье мы подробно поговорим о болезни ДЦП и выясним, что же это такое и как жить с подобным диагнозом.
Существует более 100 предпосылок к развитию патологий нервной системы младенца, и они объединены в три основные группы по времени возникновения:
- в течение беременности;
- в процессе родов;
- в послеродовом периоде (первые 4 недели адаптации малыша к условиям внешней среды).
К прочим причинам, повышающим риск появления ДЦП, относятся:
- крупные размеры малыша;
- неправильное расположение ребёнка в утробе матери;
- узкий таз беременной девушки;
- конфликт по резус-фактору:
- отслойка плаценты;
- стимуляция родовой деятельности с помощью медикаментов;
- стремительное родоразрешение;
- инфекционные заболевания матери (герпес, цитомегаловирус, токсоплазмоз и др.);
- значительная гипоксия у ребёнка во время беременности;
- заболевания эндокринной системы со стороны мамы;
- тяжёлый процесс родов, затяжные роды;
- травмы новорожденного, полученные во время родов;
- отравление ядами;
- любые происшествия, приводящие к гипоксии мозга ребёнка.
Значительное влияние на возникновение ДЦП оказывает кислородное голодание мозга, вызванное неправильным положением малыша при беременности, например. Зачастую, к развитию ДЦП приводят несколько факторов, один из которых является главным, а остальные — сопутствующими и усугубляющими диагноз.
Виды ДЦП
Поскольку нарушения двигательной активности у деток с ДЦП могут сильно различаться, принято выделять несколько видов заболевания:
- Гиперкинетический — характеризуется переменчивым тонусом в мышцах ребёнка, т.е. он может то усиливаться, то ослабевать. При этом малыш совершает неконтролируемые размашистые движения, может иметь нарушения слуха и речи, а его умственные способности находятся на среднем уровне;
- Спастическая диплегия — самый часто встречающийся вариант болезни, при котором мышечные функции поражены с обеих сторон тела. Ножки ребёнка затронуты параличом в большей степени, его позвоночник деформирован, как и многие суставы. Становление речи происходит с задержкой, нередко присутствует косоглазие;
- Атонически-астатический — диагностируется при поражении области мозжечка. Сильно нарушена координация движений, плохо развито чувство равновесия, мышечный тонус очень низкий;
- Спастический тетрапарез — очень тяжёлая форма заболевания, при которой нарушена работа большинства отделов головного мозга. Это приводит к значительной вялости мышц, проблемам с речью и слухом, умственной отсталости (развитие ниже среднего). Такая форма недуга не позволяет детям самостоятельно передвигаться, познание мира очень ограничено;
- Спастико-гиперкинетический — объединяет неконтролируемые движения, повышенный тонус в мышцах и неполный паралич. Данный диагноз позволяет детям благополучно социализироваться и заканчивать учебные заведения, поскольку умственные способности находятся на нормальном возрастном уровне.
Симптомы ДЦП у детей до года
Яркость проявления симптомов при ДЦП зависит от степени тяжести заболевания.
К симптомам ДЦП у новорожденных можно отнести: неестественные позы и хаотичные движения, напряжение и спазм в мышцах, ограниченную подвижность, дискоординацию, несвоевременное появление и угасание абсолютных рефлексов, нарушение сроков развития (малыш позже учится сидеть, стоять, ходить, ползать, играть), сниженный интерес к игрушкам, сложности в установлении контакта с мамой, проблемы со слухом и речью.
Основными признаками диагноза ДЦП у новорожденных являются:
- двигательная активность проявляется только с одной стороны тела;
- торможение эмоционального развития (малыш не улыбается ближе к месяцу, не узнаёт маму);
- асимметрия тела (одна ручка может быть вялой и расслабленной, а вторая — сильно скованной и напряжённой, или же конечности отличаются внешне по размерам);
- мышечный тонус нарушен, и по мере роста ребёнка гипертнус не спадает, а гипотонус не выравнивается;
- замедленное появление физических навыков (поздно начинает переворачиваться, держать головку и т.д.).
Особенно внимательно нужно относиться к лёгкой форме ДЦП, признаки которой не всегда можно заметить неопытным взглядом. К ним относятся небольшие подёргивания личика, судороги, снижение слуха и нарушения речевой функции. Такие детки не имеют проблем с умственными способностями и в этой сфере развиваются наравне со здоровыми малышами.
Диагноз и лечение ДЦП
Нередко точный диагноз ДЦП ставится через несколько лет жизни малыша, когда отчётливо проявляются нарушения в двигательной функции. До этого времени доктор должен регулярно и внимательно обследовать кроху, наблюдая за динамикой его физического, эмоционального, психического и умственного развития.
Отвечая на вопрос, лечится ДЦП или нет, важно понимать, что успех лечебных мероприятий во многом зависит от степени тяжести болезни и усилий, которые родители и врачи прикладывают для выздоровления крохи. Каждый случай болезни индивидуален, и доктор составляет специальную программу реабилитации ребёнка, в которую входят упражнения на развитие его физических и умственных функций.
При необходимости могут быть назначены особые приспособления для ходьбы и удержания тела в состоянии равновесия. Для деток с ДЦП очень важно заниматься развитием речи и социальной адаптацией. Благотворно на неправильно функционирующие мышцы влияет массаж, физиотерапия и лечебная физкультура.
Иногда требуется приём средств для снижения и стабилизации мышечного тонуса, препараты против эпилепсии и судорог.
Источник: https://DetStrana.ru/article/malysh-0-1/zdorove/http-bodetstranaru-article-malysh-0-1-zdorove-pnevmoniya-u-novorozhdennogo-simptomy-lechenie-posledstviya/